Из множества рассказов о своем раннем детстве люблю вспоминать тот, в котором мой папа искал по моему заказу зеленые колготки к зеленому платью. Причем я не капризничала, как многие трехлетки в садике, я была убедительна: очередной праздник требовал соответствующего костюма. И ведь что изумляло тогда маму и бабушку: я не просила того, что было у кого-то или у многих, я хотела чего-то совершенно невиданного...
Как со мной начало происходить обратное? Когда я стала оглядываться на других, стараясь не особенно выделяться? Почему в моем сегодняшнем гардеробе, как у плохих парней из западных фильмов или сицилийских вдов, стал преобладать черный цвет и строгий крой?
Я часто думаю об этом. Даже научилась обсуждать сама с собой «собственный стиль» и образ жизни учителя и директора школы. Но все же... обилие разноцветных платков и шарфов, бус и цепочек, браслетов и колец заставляет сомневаться во всех подобных объяснениях. А когда из шкафа вываливаются туфли-«шпильки», узкие джинсы и майки, неоднозначные платья для неведомых поводов, начинаешь и вовсе верить в безграничную силу моды и ее власть над педагогическим разумом!
Но! Очень легко гордиться собственной неповторимостью и смелостью вкуса, примеривая перед большим зеркалом невообразимые сочетания — очень трудно решиться в большей части этих «нарядов» выйти куда-то дальше гардеробного отсека собственной квартирки.
То есть все пока очень невинно: вроде «учишься» и «готовишься», чтобы «когда-нибудь», особенно «если будет повод», это все предъявить.
Только происходит все время одно и то же. Покупая дочери свадебное платье в Италии, я ловлю себя на мысли, что кроме собственно соображений экономии, я руководствуюсь еще и нехитрым правилом «сдержанной элегантности», хотя можно было именно для такого повода забыть обо всех правилах! Отправляясь на романтический ужин, так и не решаюсь надеть яркое и «очень женственное» платье. Собираясь на курорт, тщательно наглаживаю шорты и майки, напрочь игнорируя возможности приморских вечеров. И это для начала разговора...
О чем вспоминается в грустные минуты тотального несовпадения настоящей и модной жизни? О девчоночьем бойкоте после танцев в пионерском лагере, причиной которого стали ярко-желтые джинсы-клеш, сшитые бабушкиной знакомой портнихой; о потерянной подруге после появления в школе в джинсовых сабо на деревянной подошве; о презрительном учительском: «Почем драпчик?» по поводу неформенного школьного платья. Да, еще о мальчишке, обалдевшем от голубого вышитого сарафанчика и не захотевшем больше НИКОГДА играть со мной в настольный теннис — та, «которая была своей», в штанах и футболке, для него была любовью, а эта...
В моей сегодняшней ежедневной борьбе с собой, конечно, всегда находится компромисс. Обязательно выручают детали: вроде спокойно, а вот тебе и изюминка. Иногда не боишься надеть яркий цвет, ну или не очень яркий, просто цвет, иногда видишь одобрение или хотя бы понимание некоторых «смелых» элементов костюма — двигаешься дальше. Чуть-чуть. Незаметно.
Но это только тогда, когда ТВОЙ день или ТВОЯ территория. А если чужая, то опять медленно и печально, серое и черное, однотонный шарфик и нитка ровного жемчуга, не более.
Я искренне завидую тем, кто не боится быть вызывающе смелым и невероятно модным, до смешного ярким и до кончиков ногтей стильным. Я стараюсь учиться у них спокойствию и состоятельности.
Я все чаще перед важным политическим совещанием думаю о костюме с большей любовью, чем о содержании, потому что уже один раз видела восхищенный взгляд и слышала: «Неужели это ты?». И еще, мне уже не кажется — я почти уверена: если ты «играешь в поддавки» с модой, то это очень заметно. Особенно умным людям.