Арина Грачева,
член Нижегородской лиги семейного консультирования, ведущая обучающих групп по авторской программе «Эффективный родитель»
Ребенок изначально рождается душевно здоровым. Так почему же один ребенок развивается достаточно ровно, гармонично, а у другого формируются невротические черты — чрезмерная обидчивость, склонность к обвинению других, неумение контролировать свои чувства и желания, легкость впадания в негатив, озлобленность, страхи и другие особенности, говорящие о нарушении душевного здоровья… При возникновении трудностей в воспитании родители нередко обращаются к психологу с просьбой помочь изменить поведение ребенка. Гораздо реже звучит: «Помогите мне изменить свое поведение по отношению к ребенку». А ведь это является важнейшим отправным пунктом на пути ожидаемых изменений.
Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети ведут себя неправильно, попробуйте ответить на следующие вопросы:
• Ругаете ли вы детей за их поведение?
• Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их в исполнение?
• Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете?
• Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с ними в спор?
• Часто ли прибегаете к строгому наказанию за небольшие проступки?
• Наказываете ли вы когда-нибудь своих детей физически — шлепаете или поддаете им, потому что считаете, что никакие другие средства уже не могут помочь?
Если на большинство вопросов вы ответили положительно, это, скорее всего, означает, что в воспитании вы полагаетесь на наказание. Наказание — не лучший способ воспитания. Мы предлагаем использовать в процессе воспитания ребенка профилактическое обучение. В этом помогут следующие указания:
• незамедлительно реагируйте на поведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят;
• четко выражайте свои мысли — точно указывайте ребенку на то, что именно он сделал неправильно;
• будьте позитивны — вселяйте уверенность в ребенка в то, что у него все получится, что он может владеть собой, контролировать свои действия и адекватно выражать эмоции;
• активно включайтесь во взаимодействие со своим ребенком — дайте ему возможность показать, чему он научился, помогайте ставить реальные цели и достигать их;
• будьте конкретны — четко объясните ребенку, как он может улучшить свое поведение;
• предоставляйте необходимую информацию — будьте для своего ребенка учителем и наставником, рассказывайте ему о том, что поможет ему научиться самостоятельно решать проблемы.
Чем больше шума поднимают родители из-за «дурных» наклонностей и привычек ребенка, тем сильнее они укореняются! Если ребенок видит, что его поведение не производит на взрослых впечатление, то вскоре теряет интерес к этим действиям. Если ребенок провинился и заслуживает наказания, что можно, а что нельзя делать родителям?
• угрожать, бить, кричать
• заставлять все время просить прощения
• пугать страшными вещами
• оставлять наказанного одного в темной комнате
• выгонять друзей и подруг
• припоминать вчерашнюю вину
• отнимать любимую игрушку
• лишать еды, прогулки.
• лишить своей улыбки
• отказать в доверии
• выразить безразличие
• высказать упрек
• серьезно поговорить вдвоем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полина Зелексон,
детский психолог высшей категории, гештальт-терапевт
На свете существует масса словарей, но почему-то никто пока не додумался написать специальный «детско-взрослый» разговорник, который бы переводил нам, родителям, что же на самом деле имеют в виду наши дети, когда, например, говорят «нет» или «я боюсь». Давайте попытаемся разобраться, что же они имеют в виду… Бить или не бить?
В 3 года «нет», как правило, означает: «Я не буду это делать, потому что вы не посоветовались со мной». Это возраст негативизма, первого протеста, когда ребенку хочется все сделать наперекор взрослым. Поэтому, если вы хотите чего-то от него добиться, сформулируйте свое пожелание с точностью до наоборот: «Нет, ни в коем случае не ешь эту кашу». И тогда ребенок сделает все как надо.
В 5 лет «нет» зачастую означает, что ребенок стесняется. В этом возрасте ему нужна помощь в налаживании социальных контактов и инструкция, как это сделать. Предположим, он не хочет читать стихотворение на утреннике — отрепетируйте с ним несколько раз, покажите, как выйти на сцену, на кого смотреть, что сделать, если забыл слова.
В 7–8 лет отказ бывает связан с тем, что ребенок не чувствует свою компетентность. От взрослых ему нужна пошаговая технологическая инструкция — например, как сделать домашнее задание. И обязательно проведите сравнение с тем, каким он был пару месяцев назад: «Видишь, недавно ты не мог решать такие уравнения, а теперь можешь».
В 10–11 лет «нет» — это обозначение границы: «Я вырос, уважайте мою территорию — не заходите в мою комнату, не смотрите мою страницу "Вконтакте" и не требуйте, чтобы я надевал эту дурацкую шапку». Родителю придется учиться договариваться: «Я посмотрю твою страницу в сети, но и ты сможешь заходить на мою», «Я не войду в твою комнату, но и ты не заходи в нашу спальню», «Хорошо, выбери себе шапку сам».
В 15 лет «нет» означает: «Мне не нужны ваши советы, я уже достаточно взрослый». В этом возрасте надо забыть об ультимативных приказах, говорить с ребенком на равных. Давайте ему советы косвенным образом — через поучительную историю из жизни, вашей или ваших знакомых.
До года страх имеет невербальные проявления: ребенок нервничает, когда его оставляют взрослые. Следует взять на руки, успокоить, поддержать через телесный контакт. Слова понимает не как текст, а как интонацию.
В 3 года дети боятся открытых пространств, незнакомых людей: «Я боюсь остаться один, я такой маленький в этом опасном мире». Взрослый должен создать ему безопасную среду, например, к детскому саду следует приучать постепенно, оставляя его там поначалу на два-три часа, постоянно быть на связи. Нужно твердо сказать, что эти два часа он проведет в детсаду один, и объяснить, чем он будет там заниматься — гулять, играть, кушать.
В 5 лет: «Я боюсь темноты, страшных монстров». В этом страхе чувствуется элемент игры — дети с визгом убегают от монстров, прячущихся в темной комнате. С помощью этого страха они часто манипулируют взрослыми: «Я боюсь спать в темноте — возьмите меня в свою кровать», «Я боюсь входить в темную комнату — войдите первыми и зажгите свет». Вам следует научить, как побороть страх — показать, где находится выключатель, как пользоваться ночником.
В 7–9 лет дети боятся сделать ошибку, получить низкую оценку. Обычно так себя ведут дети родителей-перфекционистов. Чтобы побороть этот страх, дайте ребенку право на ошибку, будьте терпимее. Оценка — не наказание, а маркер проблемы, поэтому надо не ругать за плохую оценку, а проанализировать проблему: «Ты получил двойку за диктант, потому что не знаешь правила, давай их повторим».
В 10–12 лет сильна боязнь социального отвержения. Подростки редко напрямую говорит о проблемах с одноклассниками, им проще прогулять занятия, скрыть проблему от родителей. Зачастую именно на родителях они и вымещают накопленную агрессию. Поэтому взрослым необходимо быть в курсе дел своего ребенка — общаться с его друзьями, ненавязчиво, косвенным образом контролировать его жизнь.
В 13–15 лет дети начинают бояться изменений, происходящих в их теле. Проявляется это либо в повышенном внимании к своей внешности, либо наоборот — в небрежности, пренебрежении элементарной гигиеной. Чтобы помочь ребенку, родителям стоит откровенно рассказать ему о собственных проблемах взросления. Еще лучше — отвести ребенка к специалисту: косметологу, который поможет справиться с прыщами, или диетологу, который посоветует, как бороться с лишним весом. С посторонним человеком ребенок будет испытывать меньше напряжения, в этом возрасте он охотнее будет следовать советам специалиста, чем родителя.