Захар Прилепин
Захар Прилепин
Писатель, журналист, политик

20.08.2014 10:33:00То ли позор, то ли служение




    В творческих занятиях, на мой вкус, есть что-то неприличное.



    Познакомился с кем-нибудь творческий человек, у него интересуются:



    — А вы чем занимаетесь?



    Он вдруг отвечает:



    — А я писатель!



    Кошмар какой-то: люди сразу попадают в тупик, ведь для приличия им надо поинтересоваться, а что именно он пишет, этот писатель, какие книги, про что. Обожаю этот вопрос «про что?» — какой, интересно, ответ предполагают люди услышать? «Про природу!» «Про себя!» Про что писал писатель Достоевский? Про идиотов и старух?



    Писатель с неестественной и болезненной улыбкой называет свои книги, их, естественно, никто не читал, людям приходится, столь же неестественно и болезненно улыбаясь, пытаться вспомнить (а что вспоминать, если они книгу последний раз держали в руках 20 лет назад) — короче, всем неудобно, и хочется, чтоб это поскорей закончилось.



    «Писатель» взят тут для примера, можно эту, с позволения сказать, профессию с легкостью заменить на другую: «А я, знаете ли, поэт!» «А я, если вы не в курсе, что странно — художник!» «Как, а вы не знали? Я кинорежиссер». «А я — актер!» «А я — критик!» (это особенно смешно — можно с тем же успехом сказать: «А у меня язва желудка»).



    «А я, наконец, музыкант».



    Или даже так: «А я известный музыкант».



    Представляешься так, даже если ты более-менее известный, и сразу понимаешь, какому количеству людей до тебя нет никакого дела. Большинству! Подавляющему большинству.



    Музыкант? А где вас можно услышать?



    Самое стыдное — тут же достать свой диск, причем не выпущенный на каком-то лейбле, а просто «болванку» — и эту «болванку», в липких пятнах, как будто на ней резали колбасу, музыкант, как болван, начинает всучивать ни в чем не повинному человеку.



    А какие фильмы вы поставили, товарищ режиссер?



    Я поставил три «полных метра» и шесть короткометражек, в прокате они не были, но взяли в общей сложности шестнадцать призов на международных любительских конкурсах, да. И у меня снимались известный актеры… Коновальченко? Знаете? Он еще играл адъютанта Хабенского. А Плохову? И Плохову не помните? Королеву эпизода? Она у меня в главной роли снималась в третьей картине.



    Или, быть может, вы сами актер, мой новый знакомый?



    Да, я актер, и довольно, знаете, успешный. Сейчас, только что, пробы были — впрочем, меня без проб готовы были взять… Режиссер шепнул: «Ты Андрея Мерзликина-то переиграл, переиграл, брат… Твое время пришло!» Так что главная роль, ну, одна из главных… Я, Пускепалис, Юлия Снегирь… У нас там будет с ней сцена, ой, не знаю, как и жене сказать… А до сих пор? До сих пор в моей карьере было несколько эпизодов, семь ролей в театре, спектакль «Веник, морж и совок», между прочим, прошел три тысячи раз… Не видели?



    Короче, одни проблемы с этими творческими профессиями. Лучше помалкивать о них.



    Иное дело назвать какую-нибудь другую профессию: а я — фермер. А я — монтажник. А я — инструктор по дайвингу. Само собой, звучит: а я — нефтяник.



    Но, по мне, не обязательно даже быть нефтяником, потому что если ты скажешь: «а я — слесарь», это звучит все-таки весомей, чем если ты невпопад представишься «а я — поэт».



    Можно предположить, как выглядит девушка, которая представляется: «Здравствуйте, а я — королева красоты!» Так и хочется ей ответить: «Что, серьезно?» — «Ну, да, серьезно королева. Подольск, 2007 год, олимпиада красоты среди профтехучилищ, серебро».



    Вы думаете, я что-то имею против королев красоты? Нет, нет, ни за что. Я очень люблю королев красоты. Просто если ты королева красоты — рано или поздно это все и так должны понять. По крайней мере те, кто это способен понять и оценить.



    Творчество — слово напыщенное, преисполненное собственной значимости; когда я слышу, как мои коллеги по ремеслу впроброс говорят: «В моем творчестве часто бывают мотивы…» — мне сразу хочется бросить в них каким-нибудь не очень тяжелым, но заметным предметом.



    Какое, бог ты мой, «творчество», какие «мотивы», кто тебе их напел?



    У действительно хорошего писателя Евгения Чижова есть одно ироническое наблюдение: «… быть великим, оказывается, совсем не так сложно. Куда проще во всяком случае, чем быть непонятно кем — то есть собой».



    Понимаете? Когда мы говорим о творчестве других и о поэзии других, о таланте тех людей, за которыми наблюдаем и которыми любуемся, — это одно, это нормально.



    Но когда мы говорим это о себе, тем более если нас не спрашивают, — происходит та самая подмена, которую забавно подметил Чижов: представляя себя как «поэтов» и «музыкантов», мы словно присваиваем себе ложный дворянский титул. А если этот титул с развесистым гербом отодрать — вдруг под ним вдруг окажется маленький, голый, напуганный, часто моргающий человек?



    …на этом месте иной читатель может окончательно убедить себя в том, что и правильно он не был уже которое десятилетие ни на одной выставке, кроме автосалона, не читал ни одной книги, кроме рекламного проспекта, и все это время не слушал ничего, кроме радио.



    (Хотя я сомневаюсь, что люди такого толка будут читать и эту колонку тоже.)



    Мнение о том, что поэтов, художников и прочих бездельников развелось столько, что и шагу ступить нельзя, — давно имеет место.



    Серьезного человека — ну, то есть того, кто о себе думает как о серьезном человеке, — раздражает сама возможность интеллектуальной конкуренции с какими-то маргиналиями, макающими кисточки в стаканы с водой, читающим куплеты на площадях сорока случайным зевакам и клянчащим денег на очередной кино-шедевр, способный вызывать только мигрень.



    Что скрывать: большинство людей уверены, что настоящим делом занимаются именно они. Так думают о себе пролетарии, убежденные, что интеллигенция сидит у них на шее. Так думают о себе фермеры, уверенные, что без них бы все погибли от голода. Так думает о себе армия, уверенная в том, что всякий не служивший должен быть кастрирован.



    Иногда так о себе, увы, думают даже служители церкви — хотя они-то куда больше, чем все остальные, знают о гордыне.



    В свою очередь, интеллигенция, особенно интеллигенция либеральная, напротив, уверена, что рабочие делают свои никому не нужные кастрюли, фермеры производят молоко, которое сами пьют, церковь вообще надо закрыть за ненадобностью — а вот они, владельцы агентств, открыватели бутиков модной одежды, копирайтеры, дизайнеры, рекламные агенты, мерчендайзеры, промоутеры и прочие великие комбинаторы — они как раз являются двигателями прогресса, так как платят налоги, делают жизнь прекрасной, и содержат всех остальных, включая этих грязных рабочих с крестьянами, и особенно никому не нужных военных, потому что воюют в наше время только дикари, а приличные люди пьют дайкири и сидят в джакузи.



    Наконец, над всеми названными есть самые главные — те, что сидят на трубе и владеют банками, — они вообще могут ни о ком не думать (и зачастую не думают), потому что они и так в курсе, кто здесь самый главный. Самый главный — это тот, кто может купить разом рабочего, крестьянина и копирайтера, а потом снова продать.



    Знаете, мы не обязаны никого мирить, мы не в детском саду — и если кто-то начал считать себя с трех лет самым большим и сильным — человека вовсе незачем в этом разуверять.



    Однако до сих пор мы так долго и навязчиво ругали творческих людей вовсе не за тем, чтоб вас убедить в их полной ненужности, — но лишь для того, чтоб переход к их прославлению был максимально неожиданным.



    И вот мы совершаем указанный переход.



    Нынешняя Россия — это в конечном счете не сумма политических технологий. Это сумма географических открытий и военных походов (поэтому у нас самая большая страна в мире), научных побед (которые в целом достаточно скоро растворяются в современных научных победах и новейших технологиях) и — здесь внимание! — культурных достижений.



    В любой мало-мальски серьезной стране — на Западе и на Востоке, на Севере и на Юге — знают русский балет, в театрах всего мира по-прежнему Чехов, наряду с Шекспиром, один из самых, как сегодня выражаются, топовых авторов, в концертных залах всего мира играют Чайковского и Рахманинова, в книжных магазинах обязательно имеются Лев Толстой, Михаил Шолохов и Михаил Булгаков, а Федор Достоевский, если вы вдруг не в курсе, является самым знаменитым мировым писателем всех времен и всех народов — по степени влияния и почтения к нему, Достоевский конкурентов не имеет: ни Мопассан, ни Бальзак, ни Диккенс, ни Драйзер, ни Марк Твен, ни Киплинг, ни Хемингуэй, ни Томас Манн, ни Гомбрович, ни сотни иных — по масштабу и абсолютному признанию с Достоевским несопоставимы. Сопоставимы с ним Данте и упомянутый Шекспир — но они, строго говоря, не писатели.



    Лучшее, самое достойное и самое притягательное, что мир знает о России, — это не газовая труба и не нефтяная — хотя глупо было бы не осознавать и значение, и технологическую сложность создания всех этих систем, — это, продолжим, не список «Форбс» и не самые красивые яхты в Лондоне, — это то, что сказано о нас русскими писателями и философами, это Мусоргский, Римский-Корсаков, Шостакович и Свиридов, это Репин и Айвазовский, это Малевич и Шагал, это советский конструктивизм, и это, быть может, традиции русского театра и советского кинематографа — Станиславский, Эйзенштейн и так далее, вплоть до наших оскароносцев — хотя кино, как, к сожалению, и спорт — крайне недолговечно, и те имена, что еще вчера знал весь мир — послезавтра едва помнят, а на века остаются только случаи и персонажи экстраординарные.



    Состоятельность любого народа, любой нации, любой государственности лежит в сфере мифологии. До тех пор пока у народа есть его миф, его «Илиада» и его «Одиссея» — он обладает волей к жизни и пассионарностью.



    Миф, как правило, заключен в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве и в архитектуре.



    До тех пор пока пишутся великие стихи — нация обладает сложным и живым языком, а ее жизнь и состоятельность находится именно в пространстве языка, а не в количестве денег. Или не только в их количестве.



    Народы, теряющие свою мифологию — или, если брать шире, свою литературу и музыку, — постепенно теряют и суверенитет. Подобных примеров — сотни и тысячи. Обратных примеров — нет.



    Даже полудикие народности — и те держатся за свою мифологию, за своих поэтов и бардов.



    Великая нация, перестающая понимать значение удивительного слова «творчество» — и в лучшем случае принимающее за творчество унифицированный субстрат, — стремительно перестает быть великой нацией, превращаясь в огромную толпу. Эту толпу безусловно подчинит другая нация — с более живой и действенной героической мифологией.



    Поэтому…



    Поэтому давайте не будем сердиться, если кто-то говорит о себе гордо «Я — поэт!» или «Я — музыкант!»



    Быть может, он плохой поэт и музыкант никуда не годный — но ведь может быть и наоборот. В любом случае он вольно или невольно берет на себя смелость нести в ладонях тот уголек, который раздули для нас сочинители первых былин, героических песен, летописей и «Слова о полку Игореве».



    Та же ведь могла случиться незадача в те времена, когда б человека спросили лет эдак тысячу назад в хорошей компании: смотри, гостюшка, вот я — кузнец, вот он — дружинник, этот — купец, а ты кто будешь?



    А он отвечает: «А я былины слагаю!»



    Могли бы ведь и посмеяться над ним тогда. Но не посмеялись, и правильно сделали. Кто бы нам тогда рассказал про этого купца, кузнеца и дружинника — и научил нас мужеству, вере и любви.


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412