Естественно, роман попал в этот обзор не из-за главного героя, а из-за его друга-антагониста Штольца. Писатель поставил перед собой задачу создать положительный образ современного делового человека — практичного, расчетливого, деятельного и вместе с тем доброго и тонкого, соединившего в себе немецкую педантичность своего отца и русскую душевность матушки. Задача нелегкая, поскольку в России (чего уж там!) таких не очень жалуют, нам ближе и понятнее позиция Обломова, причем позиция в самом буквальном смысле слова — лежа на диване. Сам Гончаров остался недоволен тем, как у него получился Штольц — слишком уж утопичный персонаж. А Чехов, например, выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Как бы то ни было, Штольца по-прежнему можно считать образцом для подражания, если вы, конечно, не намерены всю жизнь пролежать на родном диване.
А вот взгляд на бизнес с другого берега Атлантики. Роман — история взлетов и падений талантливейшего человека, его карьеры, стремления заработать большие деньги и покорить мир. Я, конечно, не специалист, но знающие люди утверждают, что по «Финансисту» до сих пор можно изучать бизнес-схемы — честные и не очень, — настолько актуально они выглядят. Так что книга может быть интересна тем, кто имеет отношение к экономике и финансам. Кредо главного героя, талантливого финансиста Фрэнка Каупервуда — если я что-то хочу, то так оно и должно быть, не важно, плохо это или хорошо. Вроде бы не очень нравственно, но автор иногда так откровенно любуется этим капиталистом-хищником, что и читатель проникается к нему симпатией. Плюс, чтобы не заскучать, имеется любовная линия, где герой также проявляет себя довольно расчетливым и далеким от романтики.
В романе (как и в одноименном фильме) очень подробно, можно даже сказать натуралистично показаны реалии дикого российского капитализма девяностых. Но если бы дело ограничилось стебом на тему ларьков и глупой рекламы, роман не попал бы в разряд современной классики и не заслужил бы одиозный эпитет «культовый». Пелевин создает целую экономическую теорию, в центре которой — общество оранусов («ротожопов», простите мою латынь). Люди в этой концепции все оценивают в деньгах, и всем вокруг управляют вау-импульсы — сигналы, побуждающие зарабатывать и тратить деньги и вытесняющие из головы все, что не связано с деньгам. Понятно, что Пелевин не претендует на роль современного Маркса или Адама Смита, зато его квазинаучные рассуждения скрасили жизнь целому поколению обитателей российских капиталистических джунглей.
Роман, написанный еще в пятидесятые, до сих пор вызывает споры. Критики называют его скучным, наивным и вообще довольно слабым. Но, с другой стороны, по данным Библиотеки Конгресса США, «Атлант расправил плечи» — вторая после Библии книга, которая привела к переменам в жизни американских читателей. Продажи романа резко выросли в конце двухтысячных — аккурат в самый разгар экономического кризиса. Значит, автору все-таки удалось сказать что-то важное об устройстве современного общества. Тема романа — притеснение крупного бизнеса, монополизация свободных рынков, которые постепенно уступают место плановой экономике. Как это отражается на всех членах общества, и пытается разобраться Айн Рэнд. Если читать вам некогда или просто скучно, можно ознакомиться с одноименной голливудской экранизацией 2011 года.