20.05.2015 12:39:00Элада Нагорная

Большое будущее знаменитой нижегородской хохломы.
Элада Нагорная

К ак родилась идея «взять под свое крыло» хохлому? Для вас это была просто деловая сделка или присутствовал какой-то личный момент?



Это однозначно не было деловой сделкой, для меня на первом месте — творчество и еще раз творчество. С самой юности мне близко все, что связано с красотой, с культурой, поэтому, когда совершенно неожиданно поступило предложение приобрести часть акций предприятия «Хохломская роспись», я согласилась не раздумывая. Я рассматриваю это в первую очередь как новый виток в осуществлении своих творческих планов.



Вы коренная нижегородка, наверняка у вас с хохломой связано много воспоминаний, ассоциаций…



Конечно! Я помню, как в детстве родители водили меня в кафе «Конек-горбунок» в парке имени Свердлова; оно было оформлено в фольклорном стиле, и у меня всегда было ощущение, что я попала в сказку. И когда я приехала на семеновскую фабрику хохломы, вновь испытала то же чувство: современный суетливый мир высоких технологий остался где-то далеко, а вокруг меня — та самая счастливая солнечная сказка из моего детства.



Некоторые дизайнеры говорят, что боятся обращаться к фольклорной теме, потому что в свое время нас «перекормили» народными промыслами…



Это верно, но почему так происходило в советские времена? Мы были лишены контактов с заграничной культурой, простенькая польская майка или жвачка превращалась для ребенка в заветную мечту. А изделия народных промыслов были повсюду, но нам они казались скучными и неинтересными. Это психология — всегда хочется того, чего нет. Но прошло время, сейчас нам доступно практически все; и мы увидели, как на Западе трепетно относятся к народной культуре, как они продвигают свои традиционные промыслы. Но ведь у нас тоже есть чем гордиться и что развивать!



У вас уже есть планы по продвижению хохломы на зарубежном рынке?



На самом деле семеновское предприятие и его генеральный директор Елена Краюшкина уже активно занимаются продвижением бренда на иностранный рынок. Заключен большой контракт с Китаем, в сентябре они едут туда на туристический форум. Есть также контракты с японскими дизайнерами. Торгово‑выставочный комплекс фабрики работает в Вене, в Праге есть фирменный интернет-магазин хохломы. С художественной точки зрения там все на высшем уровне, а вот технология продвижения — упаковка продукта, реклама — требует доработки. Мы проанализируем опыт иностранных компаний, которые занимаются народными промыслами, посмотрим, чему можно у них поучиться, что востребовано нынешним рынком.




Можно назвать удачные иностранные примеры продвижения народных промыслов?



Пример, который мне как почетному консулу Венгрии хорошо знаком, — венгерский фарфор Herend, который славится на весь мир. Так же как и хохлома, Herend — на восемьдесят процентов ручная работа художников, но венгры смогли сделать его самым узнаваемым брендом своей страны во всем мире, этот фарфор вы увидите во многих магазинах duty free, и покупатели знают, что это товар высокого уровня, который полностью оправдывает свою цену. Кстати, мы тоже планируем активно действовать в этом направлении, чтобы хохлома присутствовала в duty free России и мира.




То есть ваше участие в работе фабрики ограничится менеджментом и продвижением, вмешательства в сам художественный процесс не планируется?



Мне очень хочется, чтобы все восемьсот художниц, которые работают на фабрике, могли по-прежнему, как и сейчас, заниматься творчеством, одна из наших главных задач — сохранить художественную направленность бренда. Но для того чтобы производство было рентабельным, чтобы художницы за свой высококвалифицированный труд получали достойную зарплату, должно существовать и производство прибыльной массовой продукции — сувениров, симпатичных мелочей, например компьютерных мышек в хохломском стиле. Это дает возможность сохранить производство высокохудожественных изделий. У фабрики был хороший опыт работы на Олимпиаде в Сочи, куда она поставляла сувениры. Ни для кого не секрет, что там хохлома стоила в четыре раза дороже, чем на российском рынке, и тем не менее она сделала прекрасную выручку, что позволило погасить долги, приобрести новое оборудование. Я надеюсь, что мы не только сохраним то, что есть, но и откроем новые направления работы. У нас есть хороший пример — российская компания Bosco di Ciliegi, которая за десять лет создала собственный узнаваемый бренд, и сейчас иметь спортивный костюм этой марки считается престижным.



Кстати, у руководителя Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича принципиальная позиция — он отказывается от помощи государства, по его мнению, предприятия должны полагаться только на свои силы.



Я считаю, что предприятия народных промыслов однозначно нуждаются в поддержке государства. Это одна из визитных карточек нашей страны, и наладить там производство — значит заботиться об имидже России. Конечно, когда предприятие выйдет на высокий уровень рентабельности, то государственная поддержка ему уже не нужна, но пока предприятие не может себя окупать, конечно, его надо поддерживать.



Как известно, хохломой интересуются многие дизайнеры, коммерческие компании используют ее для продвижения собственных брендов. Из самых известных примеров — хохломские коллекции Дениса Симачева, расписные самолеты «Аэрофлота» и British Airways.



Хохлома — один из символов России, и если кто-то захочет его использовать, то почему нет? Но надо выстраивать взаимовыгодные отношения: компания платит «Хохломской росписи» за использование ее интеллектуальной собственности, а семеновские мастера со своей стороны осуществляют авторский надзор, чтобы все было выполнено на высоком художественном уровне. Они на сегодняшний день не такие уж большие деньги за это просят, и то не всегда получается эти деньги потребовать.



Но если какой-нибудь дизайнер захочет воспроизводить, скажем на майках, хохломской узор, можно ему это запретить?



Можно, по закону авторский узор является собственностью предприятия. Если вы захотите использовать в коммерческих целях чью-то музыку, то будете обязаны делать отчисления в службу по охране авторских прав. С народными промыслами та же ситуация, но пока эти предприятия — все, не только хохлома — не умеют правильно выстроить коммерческие взаимоотношения.





Многие нижегородцы видели вас в платье с хохломским узором. Это тоже работа «Хохломской росписи»?



Да, недавно в виде эксперимента была создана небольшая коллекция одежды. Фабрика «Павлово‑Посадский шелк» напечатала на шелковой ткани хохломской узор, и семеновская портниха сшила несколько платьев. На мой взгляд, получилось очень удачно. Платье, которое вы видели на мне, например, очень хвалила Надежда Бабкина, а она понимает толк в народном искусстве!



То есть можно надеяться, что хохломские платья запустят в массовое производство?



Мы будем над этим работать. У меня есть опыт сотрудничества с Валентином Юдашкиным, поэтому я знаю, как работают дома моды — создают небольшие коллекции haute couture, используя преимущественно ручной труд, а параллельно с этим запускают коллекции pret-a‑porte и массовые линии одежды, которую мог бы приобрести каждый человек. Мы должны ввести моду на хохлому, чтобы она стала трендом в одежде для россиян. В архивах «Хохломской росписи» хранится более трех тысяч авторских рисунков — этого богатства хватит, чтобы каждый сезон выпускать по нескольку коллекций. И тогда нижегородцы, а вместе с ними и весь мир, смогут носить настоящие произведения искусства, а не то, что нам предложат сторонние дизайнеры.



«Хохломская роспись» — крупнейший производитель изделий народных художественных промыслов нашей страны, в ассортименте — более 1800 наименований. Ежегодно предприятие участвует более чем в 20 всероссийских и международных выставках-конкурсах, мастера фабрики завоевали призы в Японии, Франции, Германии, Индии, Швейцарии, Арабских Эмиратах… «Хохломская роспись» заняла I место в номинации «Художественные промыслы» на зимней Олимпиаде в Сочи. В 2004 году городу Семенову присвоен статус «Столица золотой хохломы», и с 6 по 7 июня здесь пройдет XII фестиваль народного художественного промысла «Золотая хохлома». 



8
8
IMG_7981
IMG_7981
IMG_8740
IMG_8740
IMG_8778
IMG_8778
maxresdefault
maxresdefault
ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412