Как вы пришли к идее развивать, продвигать именно русский стиль в моде?
Когда я училась в Высшей школе экономики по специальности «маркетинг в fashion-индустрии», к нам с лекцией приехал модный критик Годфри Дини. В Москве тогда шла Российская неделя моды, он ходил на показы и не мог понять, где же то русское, которого все так ждут в Европе и Америке? Дини хотелось видеть самобытные, национальные вещи, но мы, говорил он, не помним и в принципе мало интересуемся, как одевалась, например, Анна Павлова. Я тоже давно думала, почему у нас в России никто не обращается к нашей великой истории, к дореволюционному, имперскому, аристократическому стилю, к тому, чем восторгается и что изучает весь мир. Интуиция также подсказывала мне, что философия возвращения к нашему исконному, сдержанному и элегантному стилю близка многим женщинам. И убедилась я в этом после показа первой же коллекции, когда клиенты признавались, что нашли в A LA RUSSE то, чего им давно не хватало.
Русский стиль давно вдохновляет лучших дизайнеров — вспомнить хотя бы русские коллекции Ив Сен-Лорана или сарафаны Valentino нынешнего лета… Как вы думаете, могут ли иностранцы правильно прочувствовать русский стиль?
Думаю, что почувствовать стиль и передать атмосферу могут люди любой национальности, в любых жанрах творчества, главное — любить, знать и понимать философию этой культуры. Если отойти от сферы моды, то одну из лучших экранизаций Шерлока Холмса сделали русские, а француз Дега гениально передал воздушность и мощь русского балета.
К сожалению, для большинства иностранцев русский стиль сейчас — это «все лучшее сразу»: слишком нарядно, слишком дорого, слишком откровенно…
Это представление о русском стиле осталось в эпохе 90‑х, когда в нашей стране у многих вдруг появились большие деньги, а умение тратить их еще не пришло. Сейчас все большее количество россиянок выглядит достойно, изысканно и с чувством собственного достоинства.
Русский стиль активно продвигают многие российские дизайнеры — от мэтра Вячеслава Зайцева до «открытия» последних лет Ульяны Сергеенко. Как вы думаете, будут ли российские модницы когда-нибудь носить одежду а-ля рюс или они по-прежнему будут копировать парижский и миланский стиль?
Мне кажется, наши девушки уже давно не копируют западные образы, а создают свой неповторимый стиль. И мне очень радостно, что все большее количество женщин отдают предпочтение русским дизайнерам.
Ну а если конкретно — какие элементы русского стиля может использовать обычная женщина уже сейчас, в этом сезоне?
Если говорить об элементах русского стиля в нашей летней коллекции, то в этом сезоне очень популярны сарафаны, и в A LA RUSSE каждый найдет для себя подходящую модель.
Коллекция Анастасии Романцовой, весна-лето 2015
Кстати, в вашей летней коллекции прослеживаются тренды общемировой моды — черно-белые сочетания, крупные растительные принты, струящиеся платья в пол… Вы сознательно переносите тенденции мировой моды на русскую почву?
Для нас всегда на первом месте — сама женщина, одежда — на втором. Мы черпаем вдохновение в русской культуре, истории, природе и обыгрываем русские символы по-новому, создаем баланс между традициями и модными тенденциями. Русский стиль от A LA RUSSE заключается в воспевании женственности, создании одежды, которая подчеркивает красоту женских форм, «лепит» идеальный силуэт.
Вы презентуете свои коллекции в Париже, Нью-Йорке. Как иностранцы реагируют на одежду с российскими корнями?
В Париже, Нью-Йорке, Корее, как и везде в мире, и клиенты, и байеры очень похожи, все же глобализация давно затронула всех и уже нет острого отличия в моде и предпочтениях всех цивилизованных народов мира. Кому-то нравятся остромодные вещи, кому-то важен именно русский стиль и платья в пол с нашими авторскими принтами, а кто-то ждет инновационных тканей и неординарного кроя. Наша задача — удовлетворить все потребности, сохранив при этом в каждом изделии основные для нас аспекты: идеальный крой и посадку, элегантные, женственные силуэты.
А что вызвало особый интерес за границей?
Уже год как мы презентуем и продаем наш эксклюзивный парфюм A LA RUSSE Rouge. На Западе к нему огромный интерес, ведь это возможность «услышать» уникальный, именно русский аромат, не растиражированный компаниями-гигантами.
Как вы оцениваете состояние современной российской моды?
Русских дизайнеров все больше узнают на Западе. Причем это касается не только «звездных» выходов, но и количества мировых универмагов, которые представляют русских дизайнеров. У каждого из них — свой стиль, непохожий на другие. В этом плане мы не конкурируем, а делаем рынок разнообразнее и насыщеннее. Свобода выбора — это всегда правильно, она позволяет экспериментировать с одеждой, пробовать новое.
А чего, на ваш взгляд, не хватает российским дизайнерам, чтобы на равных конкурировать с западными коллегами?
Мне кажется, нам нужно еще немного времени, чтобы занять устойчивое и заметное место в мировом ретейле и популярности.
Как известно, мода не может не реагировать на окружающую жизнь. По вашим наблюдениям, отразился ли на моде нынешний кризис? Заметили ли вы изменения во вкусах россиян?
Именно в кризис всегда четко проявляются незыблемые ценности, как бы пафосно это ни звучало. Клиенты отдают предпочтение вечному стилю, а не сиюминутным капризам моды. Их привлекают минимализм и классика. А все это изначально было заложено в ДНК A LA RUSSE. Мы считаем, что в моде важен стиль, что коллекция ни в коем случае не может состоять из вещей, которые служат один сезон, что качество и комфорт — одни из важнейших элементов одежды, на которые никакие внешние обстоятельства не могут повлиять.
А отразился ли кризис на вашем Доме моды?
Когда практически в разгар кризиса мы запускали наш демократичный бренд ARnouveau, мы решили не создавать собственных бутиков. Продажи идут через наших байеров в Москве, России и мире. Мы же продаем бренд только через сайт — www.arnouveau.com Поскольку бренд ARnouveau изначально задумывался как демократичный не только по стилю, но и по ценам, мы также решили закупать ткани и фурнитуру в России, нашли хороших производителей, что позволило уменьшить издержки и сделать цены доступными для самых юных модниц. Одежда шьется на нашем собственном производстве в Москве, поэтому по качеству вещи не уступают коллекциям A LA RUSSE Anastasia Romantsova. К тому же ни в одном из наших брендов мы не индексировали цены, и на успешную продажу текущих коллекций внешние обстоятельства не повлияли, ткани и фурнитура для коллекций будущего года были закуплены заранее, и, судя по предзаказам байеров и клиентов, которые были у нас на Fashion Days после показа весна-лето 2015, в нынешней сложной ситуации мы справляемся. В любое время девушкам по-прежнему хочется выглядеть красиво и стильно, ведь это лучший способ отвлечься от проблем и поднять себе настроение.
Модное выражение последних лет — икона стиля. Вам оно нравится?
Мне ближе слово «муза». Наши музы — талантливые, прекрасные, яркие русские женщины: Зинаида Николаевна Юсупова, Анна Павлова, Наталья Гончарова. На самом деле любая современная девушка в A LA RUSSE Anastasia Romantsova — уже наша муза, ведь ради их красоты мы и стараемся. Я всегда и всех рада видеть в наших нарядах, и мне одинаково радостно видеть и Бейонсе на улицах Парижа в нашем смокинге, и элегантную девушку в нашем платье за соседним столиком в московском кафе.
Интервью: Сергей Костенко
Фото: пресс-служба компании A LA RUSSE