20.02.2016 11:29:00И это всё о ней...

Женщина в работах лучших нижегородских художников.


Интервью: Сергей Костенко

Фотографы: Евгений Алексеев, Евгения Грачева.


Владимир  Величко - «Портрет принцессы Раджа Нор Махани»
Владимир Величко - «Портрет принцессы Раджа Нор Махани»


Заслуженный художник Российской Федерации, секретарь ВТОО «Союз художников России», обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени



 



«Портрет принцессы Раджа Нор Махани»




Как малайская принцесса попала в галерею ваших портретов?



Начиная с 1992 года я довольно часто бываю в Малайзии, не раз писал членов королевской семьи, и через наших общих знакомых принцесса предложила мне сделать свой портрет.



А почему принцесса выбрала именно русского художника?



Конечно, в Малайзии есть свои художники, но они, как правило, не работают в реалистической манере — многие из них учатся в Европе, постигая азы современного искусства. А принцессе хотелось иметь именно реалистический портрет, а тут русским художникам нет равных. Оригинал картины, написанный маслом, сейчас в Малайзии, а для себя я сделал копию акварелью.



Тяжело было работать с принцессой? Все-таки дворцовый протокол, этикет…



Вовсе нет, все прошло совершенно спокойно. Сначала она пригласила меня в ресторан для знакомства, пришла в обычном европейском костюме. Затем началась работа — она позировала мне во дворце, примерно десять сеансов.



Почему же дворцовый интерьер не вошел в картину?



Но ведь главное в картине все-таки сама девушка! Фон бы мешал, отвлекал от нее.



А кто выбирал костюм?



Это было ее пожелание: незадолго до нашей встречи она вышла замуж и хотела, чтобы на картине я ее изобразил в свадебном платье.



Тогда почему она такая печальная, даже не смотрит на зрителя? И поза тоже не парадная…



Позу тоже она выбрала сама — села в кресло так, как считала нужным. А насчет выражения лица — это малайский обычай, невесты там ведут себя очень сдержанно.



Работа с русскими женщинами и иностранками, тем более из экзотической страны, чем-то отличается?



Нет. Все женщины, независимо от национальности, хотят на картине быть красивыми.



А вообще сложно угодить женщинам? Они ведь довольно трепетно относятся к своей внешности…



Безусловно. Мужчины, конечно, тоже иногда просят что-то поправить, но все равно с женщинами сложнее. Она может сказать художнику: «Я себя такой не вижу».



И как же вы поступаете в таких случаях?



Стараюсь идти навстречу, чтобы женщине было приятно смотреть на свой портрет.


Елена  Вагина - «Банщица»
Елена Вагина - «Банщица»


Член Союза художников России, доцент, преподаватель керамики в Архитектурном университете, руководитель образцовой мастерской керамики «Сирин», преподаватель керамики в студии «Керамикос»



 



«Банщица»




Ваша банщица — это какая-то конкретная женщина или собирательный образ?



Это собирательный образ. Вдохновили меня своей красотой две мои хорошие подруги, они обычные женщины с характерными формами и пропорциями не моделей, а реальных женщин — пышнотелые, веселые, открытые и простые.



Это ваш ответ на знаменитую «Русскую Венеру»?



С великим Кустодиевым я не могу соперничать. Это ответ не ему, а скорее современной моде на худосочных девушек из глянцевых журналов. Русские красавицы всегда славились пышностью форм, и мне кажется, нашим девушкам больше шла бы хоть небольшая, но полнота. Это то настоящее, что есть в русской женщине.



Почему вы отобрали для нашего проекта именно «Банщицу»?



Для художника-керамиста женщина с объемными формами — достойная модель, потому что керамика — материал довольно грубоватый по сравнению с фарфором или стеклом. Но зато глина — материал теплый, мягкий, чуткий, мгновенно передает самые тонкие настроения художника. Моя скульптура — из нашей местной дивеевской глины, со святых мест Серафима Саровского, она не проходила механических обработок, просто выкопана моим хорошим другом Мишей в дивеевских оврагах. Эта глина сродни моей красавице, природа передает ей свою сакральность, моя «Банщица» пышнотела и здорова как сама Мать-Земля.



В этой работе чувствуется какая-то ирония, это потому что вы смотрите на женщин с юмором?



Я склонна смотреть на внешнюю красоту женщины скорее именно с юмором, чем с этой озабоченностью, доходящей до мании, с которой современный мир возводит внешнюю женскую красоту до самоцели, зачастую делает ее объектом бизнеса. Для меня красота — не сосуд, а то, что внутри этого сосуда.



Ваш женский взгляд на женщину чем-то отличается от мужского?



Честно говоря, я не знаю, что такого особенного видят в женском теле мужчины. Я отношусь к женской красоте с нежностью, почтением, восторгом и мягкостью. Я смотрю на мир как на величайшее творение Бога, который и нам даёт ту искру творческого вдохновения, позволяющую это восхищение передать через художественный образ.


Дмитрий  Ганин - «На балконе»
Дмитрий Ганин - «На балконе»


Член Союза художников России, постоянный участник областных и зональных выставок. Обладатель премий Нижнего Новгорода, имени Максима Горького, Почётной грамоты Министерства культуры России. Произведения художника хранятся в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.



 



«На балконе»




Почему вы выбрали именно эту картину?



Для меня эта картина — воплощение юного женского начала. Я писал портрет на балконе дома напротив драмтеатра, так что в нем отразился и образ девушки, и образ Нижнего Новгорода.



Сама мизансцена — цветы, балкон — это была ваша идея?



Нет, все сложилось вроде бы случайно, но очень гармонично. Мы сидели, пили чай на балконе, у девушки были цветы… Так родилась идея написать портрет. Я очень долго над ним работал. Обычно я быстро пишу, а тут все никак не получалось. Хотя, надо сказать, девушка позировала очень ответственно, так что половина успеха — ее заслуга.



Женщин сложнее писать, чем мужчин? Наверное, они часто просят вас что-то исправить в портрете?



Да, когда начинаешь писать женщин, сразу сталкиваешься с неким предубеждением: они точно знают, как должны выглядеть на картине. По крайней мере им так кажется. Но в процессе работы они, как правило, начинают доверять художнику и, как ни странно, в основном соглашаются с моей трактовкой. Поэтому в процессе работы я чувствую себя свободно.



Бывало так, что ваша картина помогла женщине взглянуть на себя со стороны, поменять что-то в себе, в жизни?



Когда я пишу, у меня две основные цели. Во‑первых, чтобы человек был похож на себя. В процессе работы получается вытащить некоторые черточки его характера. Но специально я не стараюсь их обнаружить, я не психолог, не исследую человека, но тем не менее портреты зачастую получаются психологическими. И, во‑вторых, живописная составляющая, чтобы, грубо говоря, получилась красивая живопись. Я пытаюсь эти вещи соединить.



Для вас есть разница — писать мужчину или женщину?



Для меня принципиальной разницы нет, но в результате мои женские портреты выходят лучше, чем мужские. Сам я этого не замечал, так говорят мои друзья.



Это потому что вы мужчина?



Может быть. Мне самому интересны и мужские, и женские портреты. Но, видимо, женские образы ближе моему взгляду на жизнь, какие-то стилевые особенности моей живописи подходят именно для создания женских образов.


Вячеслав Грачев - «Портрет жены»
Вячеслав Грачев - «Портрет жены»


Почетный член Российской академии художеств, лауреат премии Нижнего Новгорода, обладатель диплома Академии художеств, благодарственного письма Администрации Президента России



 



«Портрет жены»




Расскажите об этом портрете — почему красное платье, почему такой аскетичный фон?



Во‑первых, я люблю красный, это значимый символ. Во времена Брюллова или Серова каждая картина была событием, а в наше время избытка информации моя задача как художника  — остановить зрителя хотя бы на секунду, а для этого нужно сильное средство. Красное пятно приковывает взгляд, и уже дальше я как автор веду зрителя — он видит лицо, пытается проникнуть в ее мысли, понять ее грусть. Простой фон, который не отвлекает от героини, тоже на это работает.



А почему она такая грустная?



Когда человек остается один на один с автором, он всегда становится самим собой, снимает маски, и задача художника — зафиксировать этот момент. И пусть это состояние героини длилось всего минут пятнадцать, неважно — я его зафиксировал. Возможно, внутри она именно такая, какой я ее изобразил.



Кого проще писать — незнакомую девочку-модель или жену, которую вы знаете буквально насквозь?



Разницы никакой нет. Когда есть профессиональные навыки, бывает достаточно небольшого общения с портретируемым, чтобы схватить его суть. Если знаешь, для чего ты это делаешь, работа идет быстро. А если не определился с задачей, возникают проблемы.



То есть к созданию портрета вас подтолкнула какая-то мысль?



Иногда мысль, иногда деталь. Например, Суриков увидел ворону на снегу, и у него родилась идея картины боярыни Морозовой. Или жена надела красное платье, и у меня родилась идея портрета. Правда, платье было расшито золотом, но я решил убрать лишние детали.



Кого проще писать — мужчин или женщин?



Неважно. В художественном институте мы шесть лет пишем обнаженные модели — и мужские, и женские, стараемся правильно передать форму человеческого тела, и половой признак здесь отсутствует напрочь. Когда ученическая стадия пройдена, художник идет дальше, пытается проникнуть в сущность человека, и здесь тоже уже неважно — мужчину он изображает или женщину. Хороший художник ведет зрителя за собой, и если картина его поразила, то не все ли равно, кто на ней изображен — мужчина или женщина.


Александр Корнилов - «Анюта»
Александр Корнилов - «Анюта»


Член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии Нижнего Новгорода. Его работы находятся в собрании Нижегородского государственного художественного музея, в частных собраниях России и за рубежом



 



«Анюта»




Расскажите, пожалуйста, про эту девушку. Кого она ждет? Почему идет смотреть именно «Весну на Заречной улице»?



Это работа из серии «Вернулся я на родину», где я в ностальгической манере изображаю наш город и его жителей. Например, Анюта ждет молодого человека у кинотеатра на «Красной Этне». А почему «Весна на Заречной улице»? Для меня это, как сейчас говорят, культовый, знаковый фильм, ставший символом той эпохи.



Эта девушка — реальная Анюта из ваших воспоминаний?



Нет, это, конечно же, собирательный образ — нечто виденное в детстве, но потом забытое. Эти девушки потом становились нашими мамами, бабушками.



Современные девушки вам совсем не интересны?



Вопрос провокационный (смеется). Современные девушки, пожалуй, красивее и привлекательнее… Я не хочу, чтобы мои слова были похожи на старческое ворчание, но сейчас утратилась какая-то черта в людях — и в вас, и во мне. Ведь у этой девочки на картине такой доверчивый характер, ее легко можно обмануть. А нынешних девушек не обманешь, у них изначальный иммунитет к любой туфте.



А нынешние девушки как воспринимают вашу Анюту?



Я преподаю в педагогическом университете и заметил, что студенткам не так интересны мои работы в современной манере, как эта ностальгическая серия. А когда я говорю им: «Ведь Анюта вполне могла быть вашей бабушкой», они начинают ее с интересом рассматривать — как она выглядит, во что одета.



Почему вы выбрали для этой серии такую наивную манеру?



Эти работы нельзя назвать реалистическими. Если бы я сделал тот же портрет в реалистической манере, это выглядело бы смешно. Художественный ключ к нему немножко фольклорный, отстраненный, и благодаря этой отстраненности прощается эта легкая, я бы даже сказал, придурковатость. На самом деле я же не наивный художник, наивность для меня — это способ отстраниться от того времени. Кстати, работы в такой манере пользуются большим спросом. Видимо, современным людям не хватает этой наивности.


Валерий  Крылатов - «Лето. Лизонька»
Валерий Крылатов - «Лето. Лизонька»


Член Союза художников России. Лауреат премии Нижнего Новгорода. Картины художника находятся в собрании Нижегородского художественного музея, в Большеболдинской картинной галерее, в частных собраниях России, Франции, Германии, Дании, Израиля, Италии, США, Австралии



 



«Лето. Лизонька»




Ваша Лизонька на самом деле выглядит настоящим воплощением лета. Расскажите, как она появилась на вашей картине?



Лиза — дочь моих хороших московских знакомых, очень воспитанная, тонкая девушка. Наши дачи в Арзамасском районе находятся по соседству, поэтому мы часто видимся. Этим летом у меня и возникла идея написать ее портрет.



Мне кажется, зритель буквально ощущает ту нежность, трепетность, которую художник испытывает к этой юной девушке. Обязательно ли художник должен испытывать какие-то чувства к модели, или можно писать равнодушным?



Нет, равнодушно я никогда не работаю, неважно, кого я пишу, будь то девушка или бабушка. С холодным сердцем к мольберту подходить нельзя, иначе получится пустота, просто раскрашивание холста.



А если женщина, заказавшая портрет, не вызывает у вас никаких чувств?



Не бывает такого, что не возникает никаких чувств. Каждая женщина — это загадка, а загадка всегда притягивает творческую личность, вызывая различные чувства и эмоции, и художник выражает все это на своем холсте, стремясь передать внутренний мир своей модели.



Женщины, особенно молодые, очень ревниво относятся к своей внешности…



И не только молодые.



Да, любые. Вы не сталкивались с ситуацией, когда девушка не нравится сама себе на картине?



И такое тоже бывало. В таком случае пытаемся найти какой-то общий знаменатель. Но в первую очередь я сам должен быть доволен своей работой. Далеко не все разбираются в искусстве, поэтому важно, чтобы художник сам определился со своей задачей и достиг поставленной цели, получил удовлетворение. Но главное — не должно быть самолюбования. Если художник любуется собой, значит искусство закончилось или не начиналось вообще.



Вы часто пишете женские портреты?



Достаточно часто. Более того, женских портретов я написал больше, чем мужских. Даже в моей дипломной картине в Академии художеств я работал над женскими образами. Уверен, что искусство вообще не существует без женщины: оно вдохновляется ею. И я не исключение. И если в моих портретах мне удалось об этом сказать, значит, я хоть немного приблизился к разгадке их вечной тайны.


Александр  Куликовский - «Материнство»
Александр Куликовский - «Материнство»


Заслуженный художник России, член Союза художников России, постоянный участник областных, зональных, республиканских и всероссийских выставок. Персональные выставки художника проходили в Нижнем Новгороде, Казани, Саранске и Арзамасе



 



«Материнство»




Почему вы отобрали для нашего проекта именно эту картину?



Название моей работы — «Материнство». Создана она тогда, когда я умом и сердцем испытал чувство отцовства. На ней изображена любимая жена, кормящая нашего сына. Вот потому я и выбрал именно эту картину.



Женщина с ребенком — классический сюжет. Вы не боитесь сравнения с великими предшественниками?



Нет, не боюсь. И скромно надеюсь, что в строю великих мастеров-предшественников найдётся «промежуток малый» и для меня.



Что, на ваш взгляд, нового вы привнесли в эту вечную тему?



Новое в том, что я в эту вечную тему привнёс свою душу, которой там до меня ещё не было.



На картине изображена ваша жена. Можно ли сказать, что после этой картины вы узнали ее лучше, открыли в ней что-то новое для себя?



Всё наоборот — я написал эту картину, когда узнал свою жену лучше и открыл в ней много нового для себя.



А вообще сложно писать родного человека, которого вы хорошо знаете и любите? Или для вас проще работать с безымянной моделью?



Писать родного человека сложно, но очень интересно. А с безымянной моделью решаешь чисто технические задачи.



На ваш взгляд, обязательно ли художнику испытывать какие-то чувства к женщине, которую он изображает, получится ли хорошая картина, если работать с «холодной головой»?



Как минимум надо иметь чувство уважения к Женщине. А с «холодной головой» даже от огня на картине зритель почувствует озноб.



Кого сложнее изображать — мужчин или женщин?



Конечно, женщин. Мужчине важен внешний эффект, а женщине в портрет ещё и душу вложи.


Марина  Полякова - «Нежность»
Марина Полякова - «Нежность»


Член Союза художников России. Постоянный участник международных выставок и фестивалей искусств. Работы художницы находятся в частных собраниях России, Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, Германии



 



«Нежность»




Чем навеян этот экзотический женский образ?



Серия моих «восточных красавиц» не имеет реального прототипа. Это собирательный женский образ, навеянный путешествием по Африке. Африканки отличаются от нас и образом жизни, и мыслей, но в первую очередь у них совсем другая природная красота. Я пыталась передать именно ее. Но мои девы, конечно, меньше озабочены бытовыми делами, чем реальные африканские девушки (смеется). Они скорее отражают внутреннее состояние каждой женщины, ее идеальный образ, какой она предстает перед любимым мужчиной.



Почему вы обратились к такому непривычному для русского художника стилю? Вам не хватает в жизни ярких красок?



Все просто: мое любимое время года — лето, да и вообще я люблю путешествовать по странам с морским теплым климатом. Поэтому да, в средней полосе мне не хватает ярких красок, лето быстро пролетает. Но тем не менее я очень люблю родные места, города и веси, и в моих работах это часто отражается. И моя страсть к этнике не ограничивается Востоком, я обожаю финно-угорскую культуру, культуру предков, и все, что с ней связано.



На ваш взгляд, восточные женщины чем-то отличаются от россиянок?



В восточных женщинах нет ничего такого, чего бы не было в нас самих. Все мы хороши по-своему! Да и женская красота — это такой многогранный предмет, часто совсем не внешний. Главное — уметь видеть эту красоту друг в друге.



Чем отличается ваш женский взгляд на красоту женщин от мужского? Вы замечаете что-то в женщинах, чего не видят мужчины?



Знаете, говорят, что не все женщины могут искренне восхититься чужой красотой, но у меня, видимо, получается. И моих дев любят мужчины, и чаще всего они покупатели этой серии. Иностранцы особенно выделяют их среди моих картин. Но никакого секрета я не знаю. Может быть, тут все дело в том, что искусство, по сути, это вообще магия. «Оно» просто приходит, и ты пишешь. Как будто выступаешь проводником чего-то высшего. Потом готовые картины излучают особый свет, и вы всегда с первого взгляда узнаете, какая из них ваша.


Виктор  Пурихов - «Ева»
Виктор Пурихов - «Ева»


Заслуженный художник России, лауреат премии Нижнего Новгорода и премии имени генералиссимуса Суворова



 



«Ева»




У вас в мастерской так много скульптур обнаженной женской натуры…



Я считаю, что плох тот художник, тот скульптор, который не лепит, не пишет обнаженное тело. К примеру, был такой замечательный скульптор Николай Васильевич Томский, президент Академии художеств, автор великолепных памятников в Москве. Но когда я попал на его персональную выставку, то был разочарован — всего один женский портрет, все остальное — эскизы памятников. Мне кажется, это неправильно. Для меня в этом плане был примером Сергей Тимофеевич Коненков. Тот много работал с обнаженной женской фигурой, и я всегда следовал его примеру — у меня есть фигуры и из камня, и из дерева.



А почему именно обнаженная фигура? Это для вас показатель мастерства художника?



И мастерства в том числе. Скульптуры героев, святых — это для памятников, которые устанавливают на улице, а для выставок лучше подходят женские фигуры.



Как появилась эта Ева? У вас была натурщица, с которой вы ее создавали?



Нет, натурщицы не было, я даже не делал эскизов, не лепил модели, сразу стал работать с деревом. У меня был большой пень, и когда я его расколол пополам, появилась идея создать Еву. Это интересный образ, можно поиграть с фигурой, с образами — яблочко, змей…



Ваши женские скульптуры такие полнокровные, полные жизни! Видимо, женщина с формами — это тот типаж, который вам наиболее близок.



Скульптура — это прежде всего объем. Чем больше объем — тем интереснее для скульптора. А если модель худенькая, то и скульптура совсем не та выйдет (смеется).



А как вы относитесь к нынешней моде на худеньких моделей?



Нет, нет! Это куда угодно, но не для скульптуры.



Вы создавали памятники героев, святых. А если поставить в нашем городе памятник женщине, то кого бы вы выбрали?



Нижегородский поэт Валерий Шамшурин как-то заметил, что нашему городу нужен памятник княжне Евдокии, супруге Дмитрия Донского. Она была причислена к лику святых, к тому же она родом из Нижнего Новгорода. Я полностью поддерживаю эту идею.


Инесса  Сафронова - «Ню»
Инесса Сафронова - «Ню»


Ответственный секретарь Нижегородского областного отделения ВТОО «Союз художников России», заслуженный художник РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода, член Общественного совета при министерстве культуры Нижегородской области



 



«Ню»




Кто изображён на картине?



Мы, художники, не любим конкретики. Для нас важнее впечатление от модели и внутренний настрой на создание образа.



Мужчины-художники, как правило, любят изображать жен и возлюбленных…



Интересно писать человека, которого любишь и знаешь. Это особенно касается работы над обнажённой натурой. Кроме того, найти пластичную модель, согласную позировать много сеансов, не так просто. Свою героиню писала не однажды. Здесь ей четырнадцать лет.



А как вы уговорили четырнадцатилетнюю девочку позировать обнажённой?



Вольтер говорил: «Прекрасно только то, что естественно». Модель росла среди художников. Её взгляд на искусство несколько иной — свободный от бытовых предрассудков, так же как и у профессиональных натурщиц во всём мировом искусстве. Поэтому уговаривать особо не пришлось. Воспевали женскую красоту художники во все времена: Рубенс, Тициан, Боттичелли, Модильяни, Матисс, Ренуар, Кустодиев, Серебрякова. Тайна рождения того или иного образа непостижима даже для самого творца. Свет в окне мастерской, запахи весны, сирени и, конечно, как олицетворение полноты жизни — модель в мастерской и манящий чистый холст. Портрету более десять лет. За эти годы в него внесены изменения. Надеюсь, что они улучшили качество произведения.



Как правило женщин, тем более обнажённых, изображают мужчины. И это понятно. Ваш женский взгляд на женскую красоту чем-то отличается от мужского?



Думаю, что в отношении к подходу к работе значительных различий нет. К модели, разумеется, есть. Женщина в изображении обнажённого женского тела более беспристрастна — её интересуют классические критерии. У мужчин, как мне кажется, более чувственное отношение, хотя бы на подсознании. Редкое сочетание красоты внутренней и внешней никого не оставит равнодушным.


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412