Я не умею строить планы. Точнее, построить-то еще умею, а вот видеть в них руководство к действию — почти никогда. У меня не получались даже письма Деду Морозу, если в них было что-то про ожидаемые и желаемые события, а не «практичные» просьбы типа новой куклы или книги про животных. Потом не получались «ленинские планы» в комсомоле и учебные планы в период первой педагогической практики. И это обидно, потому что я точно знаю магическое действие планов на жизненные обстоятельства. Особенно если они правильно составлены: твои планы — тобой. И, тем не менее, сегодня поручаю свое расписание помощнику, а рабочее стратегическое планирование — группе единомышленников.
Сама я научилась виртуозно ориентироваться в пространстве времени и действия, руководствуясь нехитрым компасом «мое — не мое». В детстве, например, мои подружки поголовно строили планы взрослой жизни по сюжету «Золушки» или «Спящей красавицы». Для чего одни добросовестно выполняли маменькины указания по уборке квартиры и приготовлению разнообразной домашней еды, а другие красили губы красным фломастером и веки голубой штукатуркой, обрезали школьные форменные платья и фартуки выше всех возможных правил приличия и никогда не носили сами свой портфель. Что характерно, у большинства получилось. Не так точно, правда, как планировалось. Одни вместо принцев получили вполне надежных и даже состоятельных мужей, а другие — вместо одной длинной любви много коротких…
И то, и другое было «не мое». Я хотела петь и детей. Вот таким было «мое». В музыкальной школе именно занятия хоровым пением пришлось пропускать, даже не помню почему. В школе мне так и не удалось спеть соло, до тех пор, пока я сама не написала сценарий и не срежиссировала выступление классной агитбригады, где у меня были выигрышные эпизоды с пением. Карьера комсомолки-активистки пошла в гору — так песня буквально помогла «жить и строить». В университете меня «нашел» фольклорный ансамбль, где я довольно быстро получила сольную партию в ставшей потом для меня судьбоносной песне «Про мужа-дурака»… Про детей планы были конкретными, мне нужно было «мое» — сначала дочь, потом сын. Так, в общем, и вышло. Единственное, чего я не могла знать по молодости и глупости, — дети, как правило, не «мое», а «наше», за что честно преодолевала трудности, как моральные, так и материальные.
Интересно, что с рождением сына прекратилась моя певческая карьера в ансамбле подлинной народной песни, оставив в моей судьбе два живописных портрета в старинном русском костюме. До сих пор один из них убеждает меня в настоящей красоте убедительнее зеркал.
Дальше жизнь вне плана разворачивалась с замысловатостью калейдоскопа. Но одно в ней оставалось постоянным — дети и пение. Именно дети «сделали» меня директором первой в нашем городе частной школы. Когда школе исполнилось пять лет, приглашенная звезда Юрий Лоза дал мне свой микрофон, чтобы я подпевала про «маленький плот», а на школьное десятилетие я уже пела в финале сольную песню.
Принцип «мое — не мое» начал действовать уже и на моих детей. Организуемые в школе выставки и мастер-классы прекрасных художников («мое») привели дочь в художественное училище, а затем и в культурологию. Компьютер для так и не написанной диссертации («не мое») стал первой машиной сына — теперь дипломированного IT-специалиста. Надо ли говорить, что они еще и поют! Моя интересная жизнь подарила-таки и уроки профессионалов по вокалу, и арию Кармен из классической оперы, и запись в настоящей студии…
И еще, кстати, о планах. Я хочу спеть фрагмент из любимого мюзикла на английском языке. Возможно, раньше, чем сделаю свою школу международной. Возможно, настоящим дуэтом, чего никогда не было в моей жизни, но что было в моих детских планах. И было точно «мое»!