24.05.2017 17:36:00Внеклассное чтение

Детские писатели советуют, как увлечь ребят чтением.
Внеклассное чтение

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», — признавался Максим Горький. И даже в наше время википедий и ю-тьюба книга по-прежнему остается главным учителем, воспитателем и советчиком. Но как привлечь к чтению детей? И какие книги лучше читать современным подросткам? Об этом мы поговорили с детскими писателями, приехавшими в наш город на 1-й Международный литературный фестиваль имени Горького.



 


Участники форума:




Ирина Краева, 

автор художественных произведений для детей, журналист, педагог. Член Союза писателей Москвы. Лауреат Международной литературной премии имени Владислава Крапивина, Российской литературной премии имени Александра Грина и ежегодного конкурса «Новая детская книга».





Людмила Сухоставец,

поэтесса и писательница, член Союза журналистов Москвы. В творчестве поэтессы преобладают стихи о природе, временах года, а также любовная лирика.





Елена Усачева,

автор более тридцати книг для подростков, в качестве журналиста сотрудничает с журналами «Отдохни» и «ТВ Парк». Член Московской организации Союза писателей России.




 


Bellissimo: Часто можно услышать, что современные дети мало читают. Это реальное положение дел или обычное ворчание взрослых?



Елена Усачева:



У нас, детских писателей, нет ощущения, что дети мало читают. После каждой встречи с детьми мы видим, как прирастает наш читатель. Я думаю, все эти жалобы — стандартные «саратовские страдания» родителей. Причем чаще всего жалуются те родители, которым просто нечем занять детей: чтобы только ребенок не мешался под ногами, не вис на руках, вот тебе книжка — читай. Часто можно услышать: «Дети стали меньше читать». Да ничего подобного! Дети читают, просто они читают, когда им надо. Если раньше книжка была способом убить время (помните, как говорили: «Что ты ерундой занимаешься, книжки читаешь, лучше б делом занялся» — отбирали книжку и выключали свет), то сейчас книга становится сознательным выбором: мы хотим почитать книгу, отказавшись от телевизора, от компьютера, от общения с друзьями. И это здорово. Но, с другой стороны, есть и нечто вечное: ребенок по-прежнему ищет в книгах своего героя — он хочет читать о красивых, смелых людях, которые побеждают, в кого можно поиграть и с кого можно взять пример. Поэтому, кстати, такой успех у Гарри Поттера — в него можно поиграть.



Людмила Сухоставец:



Я очень часто выступаю перед детской аудиторией в школах, библиотеках, детских домах и поэтому знаю — дети читают. Мне кажется, у нас растут очень хорошие, думающие дети. Просто меняется литература, которую они читают, меняется сам формат чтения. Во‑первых, читают электронные книги — это принципиально новый способ восприятия литературы. Много читают в социальных сетях — это формирует определенный клиповый тип мышления. Сейчас проходит много мероприятий, призванных привлечь детей к книге: фестивалей, встреч с писателями, школы, библиотеки активно работают в этом направлении. Сейчас детская библиотека — не просто хранилище книг, а интересная интерактивная площадка, где дети могут пообщаться, послушать, как читают другие, поучаствовать в мастер-классах. Так или иначе книжная культура, любовь к хорошей книге приходит к детям. Но, конечно, проблема есть — когда не читают родители. Нынешние мамы и папы — это поколение девяностых, когда литературе уделялось мало внимания, поэтому выросли люди, которые читают очень мало или не читают совсем. Конечно, привить любовь к чтению своим детям они не могут.



Bellissimo: Как родители могут увлечь своих детей чтением?





Ирина Краева:



Раньше у учителей была такая формулировка — «руководить чтением детей». Сейчас она сменилась на другую — «формирование читательской компетенции». Уходит обязаловка, когда все читают одно и то же — это неправильно. Сейчас каждый имеет право выбирать книги по вкусу, важен индивидуальный подход: какие у ребенка запросы, такие книги он и должен читать. Если ваш ребенок не читает книги, которые все читают, — просто найдите то, что будет интересно именно ему. Ваш ребенок не читает? Прочитайте книжку сами и постарайтесь интересно про нее рассказать. Но выберете именно ту книгу, которая вас задела. Тогда ребенок увидит — маме книжка понравилась, папе книжка понравилась, — и он начнет читать сам. Многие родители разучились разговаривать с детьми. Книга — повод, чтобы начать общение с ребенком.



Елена Усачева:



«Заразить» чтением можно в первую очередь через собственный пример. Только читающий родитель сможет приучить читать своего ребенка. Если дома есть библиотека, если папа не сидит у телевизора, а хотя бы время от времени берет в руки книжку, если мама перед сном сначала читает ребенку, а потом читает сама, — этот пример обязательно заражает ребенка.





Людмила Сухоставец:



Я верю, что приобщению к книге может помочь чтение стихов, потому что поэзия — это эмоциональное чтение. Не важно, где ребенок услышит стихи — по телевизору, в ю‑тьюбе или при личной встрече с автором, — поэзия очень эмоциональна и гармонична, она увлекает и легко запоминается. Плюс это короткая форма, она легко воспринимается, и детская, и юношеская аудитория очень хорошо откликается на поэтический текст. Таким образом, можно начать со стихов, а потом постепенно перейти на прозу, более длинные произведения. Сама я часто делаю презентации для старших школьников, для чего надо читать поэзию, чем поэтический текст отличается от прозы — но не в формате лекции, а в формате живого диалога со слайдами, с рисунками, с шутками и чтением живой поэзии.



Bellissimo: Другая проблема, которая волнует взрослых, — а что именно читают дети. Детское чтение нужно контролировать?



Елена Усачева:



Конечно, детей надо контролировать, но контроль не должен быть насильственным: вот тебе книжка, иди читай. Все-таки каждый родитель чувствует своего ребенка, и он знает, что сделать, чтобы ребенок прочитал именно нужную книжку.



Ирина Краева:



С ребенком нужно дружить — объяснять, сохранять доверительное отношение. Если вы что-то упустили и этого доверия нет, постарайтесь его восстанавливать.



Bellissimo: Поговорим тогда о том, что читать детям. Сразу возникает вопрос, что лучше — классика или современная литература?





Ирина Краева:



Некоторые издатели говорят: классика не нужна, нам нужно замещать классику новыми текстами. Я считаю, это неправильно, читать надо и классиков, и современных авторов. Но беда в том, что многие родители современным писателям не доверяют. Они привыкли покупать проверенные книжки, которые они сами читали в детстве. А на самом деле сейчас происходит расцвет детской литературы. Появляются потрясающие молодые авторы, которые прекрасно работают как в поэзии, так и в прозе.



Елена Усачева:



Читать классику или современные книги — зависит от ребенка. Есть ребята, которые с удовольствием читают классику, которым нравится и Толстой, и Достоевский, и Пришвин, и Паустовский. А кому-то нет. Моему ребенку, например, тринадцать лет, и он пока не любит читать толстые книжки, он даже Гарри Поттера не читал. Но он любит читать рассказы — отлично, я ему подсовываю Сетона-Томпсона, и он в полном восторге от его рассказов о животных. Но при этом я уверена, что впереди и современную детскую литературу ждет расцвет. В России были суровые времена — детским писателям невозможно было выжить, в поисках прокорма они уходили из детской литературы. И вдруг за последние несколько лет зажглось множество звезд.



Bellissimo: На кого из современных российских детских писателей вы бы посоветовали обратить внимание?



Ирина Краева:



Список огромный, каждый год выходит множество прекрасных книг. Но авторов нужно строго разделять по возрастам. Начинать нужно с таких авторов, как Настя Орлова, Юлия Симбирская — обе писательницы живут в Ярославле, у них замечательные и стихи, и проза для маленьких. Обратите внимание на Наталью Волкову, Аню Игнатову — это молодые поэты. Сергей Георгиев — уже известный автор, которого все знают и по книжкам, и по сюжетам в «Ералаше». Виктор Лунин — совершенно тонкий и прекрасный поэт и прозаик, у него очень интересная подростковая проза.



Елена Усачева:



Я очень советую ребятам подросткового возраста прочитать Эдуарда Веркина. На мой взгляд, это сейчас самый сильный, самый интересный писатель. Если размышлять о том, кто останется в веках — вот именно он останется в веках. Очень советую!



Людмила Сухоставец:



Если говорить о детских стихах, это, конечно же, Андрей Усачев. Недавно вышла его книга о планетах, о созвездиях, но в стихах. Мне очень понравился этот формат, потому что он это научно-популярное издание, когда специалист пишет о звездах, о космосе, а талантливый поэт научную информацию переводит на язык поэзии. Конечно, запомнить новую информацию, когда она представлена в стихотворной форме, гораздо легче. Я на фестивале имени Горького представила свою новую поэтическую сказку «Строптивая царевна», с героями из традиционных русских сказок, но она написана современным языком. Мне пишут дети и говорят, что им эта сказка понравилась: в ней нет непонятных устаревших слов — «ибо», «доколе»… Конечно, наши классические сказки имеют большую культурную ценность, но когда дети читают много сносок, объясняющих значение устаревших слов, им тяжело воспринимать текст целиком. Поэтому, я считаю, очень хорошо, что выходят сказки новых авторов, написанные доступным современным языком.


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412