Мне посчастливилось быть окруженной во Франции большим количеством друзей-учителей, а значит, с системой французского школьного образования я хорошо знакома. Кстати, сразу скажу, что учителей частных школ среди них нет, только государственные.
Начнем с главного принципа: французская школа ученикам не дает спуска. Это начинается от самых ворот любой школы, в которые не может зайти посторонний человек. Каждый входящий контролируется (ученики предоставляют дневник, учителя — пропуски), равно как и каждый выходящий. Пропуски очень детально отслеживаются: учитель отвечает за безопасность ученика в течение учебного дня, поэтому отсутствие оного в классе не может остаться незамеченным. Школы классифицированы по благополучности детей в них: есть школы общие, есть для «сложных детей», из социально нестабильных кварталов. В таких школах к учительскому составу добавляются дежурные, которые следят за порядком. Школьники регулярно пишут контрольные (в среднем раз в две недели по каждому предмету), а затем и сдают экзамены. Для школы процент успешной сдачи ЕГЭ — очень важный показатель, а значит, дети должны преуспевать в предметах, которые входят в выпускные экзамены. Младшие классы, «колледж» и старшие классы учатся отдельно, и им преподают разные учителя.
Каждый преподаватель обязательно имеет магистерскую степень педагогического университета или факультета и «лицензию» на преподавание: получив диплом, он идет на экзамены, которые успешно сдают около 15 процентов кандидатов. Так что учителями становятся только те, кто действительно выбрал эту профессию неслучайно, кто видит в этом призвание. Дети это ценят и, как правило, довольно усердно пытаются преуспеть — главное, найти к каждому подход! Те же, кто не хочет учиться, очень быстро покидают школу. Их сразу исключают за драку или за систематические прогулы в течение пары месяцев. Таким образом, французская школа преследует цель вырастить ответственных, сильных учеников, которые потом смогут сознательно выбрать свой путь.
Эта строгость и в то же время индивидуальный подход очень удачно сочетаются в 20‑балльной шкале оценок. Для меня долгие годы было загадкой, зачем такой разбег? Ведь 9 баллов и ниже — это наша «двойка», так зачем эти «50 оттенков неуда»? Намного лучше бинарная система — либо ты не сдал, либо сдал (и тут уже есть три оттенка твоей гениальности). Однако не так давно мне объяснили, зачем такой широкий спектр. От 10 до 19 все понятно: ученика ориентируют, как именно он владеет материалом: от 10 до 12 — наша тройка, от 13 до 15 — четверка, от 16 — пятерка. Никто из моих знакомых ни разу не получал и не ставил 20, поэтому давайте эту оценку не учитывать. А вот 9 и ниже — это неуд, и французы убеждены, что ученик должен так же детально понимать, насколько он далек от заданной планки в отрицательную сторону. Русская двойка для них слишком «холодна», по ней ученик не может понять, что ему теперь делать. Во Франции же если у тебя 2 — бери репетитора; 5 — обратись к своему учителю за помощью; 9 — просто прочитай еще раз материал, ты не до конца его понял. Из этой оценки можно сделать много выводов (помимо замечаний, которые учителя тоже пишут на полях).
Я также заметила, что во французских школах нет заданий, проектов и конкурсов, направленных на развитие тех или иных идеалов. Помнится, мы в школе делали поделки и писали сочинения на тему Дня Победы, семьи, России, даже учили гимн на уроке музыки! Во Франции ничего подобного нет по очевидной причине: ученик и его семья могут быть оскорблены навязыванием ценностей. День Победы (он, кстати, совсем не возведен здесь в культ, как в России) — а вдруг прадед ученика воевал за немцев? Сочинение про маму — а вдруг у ученика два папы? Или две мамы? Или вообще никого? На тему Франции и ее величия — а что если ученик алжирец, канадец, китаец? Конечно, у учеников есть творческие проекты, но они развиты вокруг других тем: экология, путешествия, мечты и сказки, например.
Последнее отличие касается выпускающихся учеников. Во Франции нет предвзятого отношения к тем, кто не сдает ЕГЭ или не идет учиться в высшее учебное заведение после школы. Поймите меня правильно: человек, не сдавший выпускные экзамены, никогда не достигнет того, что достиг бы магистр. В этом плане как раз французы совершенно помешаны на дипломах: работа только по специальности! Но если мечта всей твоей жизни — стать кондитером, секретарем или турагентом, никто не будет даже предлагать тебе университет, это просто не твой вариант. Во Франции ПТУ ни в коем случае не стигматизирует человека — просто его профессии обучают только на этом уровне, вот и все.
В остальном же все как в России: есть детишки способные и те, кому нужно больше времени на тот же материал; есть послушные и хулиганы; есть гуманитарии и те, кому ближе точные науки. Главное — чтобы из них выросли граждане, которые сеют разумное, доброе, вечное. Пусть они и не читали Некрасова, ценности у нас все равно общие.