Если бы меня попросили описать голландскую школьную систему двумя словами, то я бы сказала, что система гуманная и честная. Причем система гуманная и к детям, и к родителям.
С 4 до 12 лет голландские дети ходят в начальную школу. Первые два года — группа 1 и 2 — больше похожи на детский сад. Настоящая учеба начинается в группе 3, это как наш первый класс, где дети учатся писать и читать. Детей не ругают за плохие оценки, а родителей не вызывают на ковер. Наоборот, если ребенку трудно учиться, учителя его поддерживают, хвалят за малейшие достижения, а при разговоре с амбициозными родителями учитель уговаривает их на ребенка не давить!
До 10 лет домашних заданий практически не задают. Потому что у маленьких детей недостаточно ответственности и дисциплины, чтобы сделать задание вовремя. А перекладывать ответственность на родителей считается неприемлемым и небезопасным: где гарантии, что родители хорошо объяснят, не сорвутся и не испортят отношения с ребенком? В результате голландский «первый класс» не превращается в террор для всей семьи. Дети проводят в школе 25–30 часов в неделю, а дома родители отвечают за мир и любовь.
Оценки ставят честно. Получил 6 по (10‑балльной шкале) — значит освоил материал. Не просто «знаешь», а можешь этими знаниями активно пользоваться. Например, если в группе 6 сдал зачет про земную ось и часовые зоны, то сможешь сам догадаться, что, прилетев из Амстердама в Москву, нужно перевести часы вперед, а не назад.
Просто так шестерку не поставят, надо стараться и готовиться, и радоваться, что сдал. Не освоил материал на должном уровне — получаешь оценки разной степени неудовлетворительности — от 1 до 5.
Если низких оценок слишком много, то детей спокойно оставляют на второй год. Это в порядке вещей. У меня есть коллеги — преподаватели университета — бывшие второгодники. Мотив звучит примерно так: «У Элизы много низких оценок, в ее интересах повторить этот год. Иначе ей придется все время прыгать выше головы, и в результате она потеряет интерес к учебе».
Главный ужас российских эмигрантов — выпускная, 8‑я группа начальной школы. В средней школе детей разделяют на потоки. Примерно 20 процентов идут на шестилетнюю программу VWO и после этого в университет. Еще 20 процентов идут на пятилетнюю программу HAVO и после этого в колледж (высшее профессиональное образование, что-то между университетом и техникумом). Остальные 60 процентов — на четырехлетнюю программу VMBO, после которой — профессиональное училище. VMBO, в свою очередь, разделяется на подуровни разной сложности. Страшно, потому что разделение происходит так рано, в 12 лет. И потому что родители ничего не решают. Школа пишет направление исходя из восьми лет наблюдений за ребенком и из результатов центрального государственного теста CITO. У голландских родителей с этим нет никаких проблем. Я знаю много образованных родителей, у которых дети спокойно отправились в MAVO. И наоборот. Голландская система рассчитана на таланты и мотивацию ученика, а не его семьи. Мне тоже было страшно в свое время, но сейчас я вижу большие плюсы такой системы. Именно потому, что она честная.
Какой смысл заявлять на бумаге развернутую школьную программу, когда большинство детей не в состоянии ее освоить? Дети, которые в начальной школе еле-еле вытягивали на шестерку, в VMBO могут без надрыва и качественно освоить пусть более скромный материал. А если дела идут совсем хорошо, то можно подняться на уровень выше.
В HAVO-VWO, если оценки низкие, ребенка переводят на уровень ниже. Обычно школу не волнует, что «он умный, но ленивый». Если ленивый, значит недостаточно интереса и мотивации. Если умный, то на программе попроще получит свои хорошие оценки без особого труда. В результате подавляющее большинство школьников учатся на 6–7, каждый на своем уровне.
Оценки ставят одинаково строго по всем предметам. На рисовании в старших классах нужно заниматься композицией и светотенью, на музыке петь и играть на инструменте, на истории излагать события на основе исторических документов, на английском не употреблять в одном предложении британские слова и американизмы. Это на шестерку.
Старшеклассники выбирают пакеты предметов, но даже при самом подходящем пакете невозможно сделать все на десять. Диплом с отличием дают, если средняя оценка восемь или выше. Возможно, объем голландской школьной программы не поразит вашего воображения. Зато этот объем совпадает с объемом реально полученных знаний. Напомню, кстати, что Нидерланды — страна размером с Нижегородскую область — занимает одно из ведущих мест в мире по науке и инновациям.
В Голландии нет круглых отличников. И никто не понимает, зачем это нужно.