— Вопрос
не в бровь, а в глаз: «Гараж» — это модная галерея?
— Модная.
— А Третьяковка?
— Третьяковка —
немодная.
— Объясните
разницу.
— Это зависит
от того, как галерея работает с аудиторией. Если она устраивает
мероприятия с диджеями, на которые приходят молодые люди
в модной одежде, если смотрители в ней не бабушки-пенсионерки,
а продвинутые хипстеры, если ее владелец светится в глянце, — все
это создает определенную ауру.
— Но смотрители,
диджеи — все это внешнее. А если говорить об искусстве —
оно может быть модным?
— Да, время
от времени возникает волна какого-то непонятного интереса к тому или
иному персонажу. Например, художник Дэмьен Херст или фотограф Андреас Гурски
вдруг стали безумно популярны, все захотели иметь их работы…
— И неужели этот
интерес никак нельзя объяснить?
— Ну почему вдруг
стали модными леопардовые куртки? Видимо, дизайнеры уловили какой-то тренд,
носящийся в воздухе, и начали с ним работать. Так
и в искусстве — накапливается критическая масса чего-то; тот
художник, который первый это уловит, и становится модным.
— Кто сейчас самый модный художник?
— Наше время тем
и уникально, что сейчас нет современного Сальвадора Дали, безоговорочно
признанного мастера. Есть масса художников, фотографов разной степени
известности — одни быстро двигаются вверх, другие притормозили… Например,
сейчас очень популярна японка Яёй Кусама, ее выставки только что прошли
в центре Помпиду, в «Тейт», она прокатилась по лучшим галереям
мира, и спрос на нее фантастический, все хотят ее выставить, купить.
— То есть, чтобы
стать модным, нужно выставиться в нужных местах?
— Естественно. «Тейт
модерн», «Гугенхайм», МоМо, Помпиду — это самые влиятельные институции,
которые диктуют моду. Если выставка попала туда, то неважно, сколько
художнику лет, он уже стал иконой современного искусства.
— Насколько Москва
отстает от мировых тенденций? Или все продвинутые люди нашей страны сами
ездят по миру и видят все актуальное?
— Все эти поездки
по миру недешевы, не у всех есть возможность ездить. Тут вопрос
в другом: в Европе, в Америке каждого автора представляет
какая-нибудь небольшая коммерческая галерея, поэтому необязательно идти
на его большое шоу в солидном музее, можно сходить на небольшую
выставку. А в России галереи не представляют иностранных
авторов. Именно поэтому «Гараж» старается восполнить этот пробел, возит
иностранцев.
— Кто
из российских художников сейчас в моде?
— Наиболее известны
в мире — Илья Кабаков, Эрик Булатов, но они давно живут
на Западе и уже вряд ли создадут что-то новое: если видел одну
выставку, вряд ли вторая заинтересует. Из тех, кто помоложе
и котируется на международном рынке, — Борис Михайлов,
Дубоссарский и Виноградов.
— Тоже уже
не мальчики…
— Не мальчики,
но для международного рынка не совсем еще старики.
А из молодежи мне нравятся Олег Доу, Евгений Антуфьев, Юлия Застава,
за этими авторами я сейчас очень тщательно слежу. У них уже
складывается успешная карьера и интересно следить, что с ними будет
дальше.
— Согласно рейтингу
журнала «Артхроника», самыми влиятельными людьми в российском искусстве
являются Абрамович и Жукова. Ну, Жукова понятно — она владелец модной
галереи «Гараж», а как Абрамович влияет на искусство?
— Во‑первых, он
финансово поддерживает всю эту структуру, на «Гараж» идут его личные
деньги. Плюс сейчас готовится к запуску его проект «Новая Голландия»
в Питере. К тому же он коллекционирует искусство, в том
числе и российское, посещает все выставки.
— Понятно же, что это влияние Жуковой.
— Я думаю, Даша
сделала великое дело, что у современного искусства появился такой
поклонник. Друзья Романа Аркадьевича тоже начали ходить на выставки,
коллекционировать картины, поддерживать проекты.
— Говорят, Дарья
дружит с Миуччей Прадой…
— Да, в «Гараже» даже
проходила выставка Miu Miu, организованная Прадой, — лучшего ивента
в области моды я не видел. Команда Прады выбрала для выставки
небольшое пространство, книжный магазин, его затянули материалом, повесили
картины, ковры, пригласили двух спикеров… Стоило все это недорого,
а выглядело фантастически, эффект был потрясающий.
— Как известно,
сейчас все живут в Интернете. И возникает вопрос: какой смысл ехать
в Лондон, если на сайте «Тейт модерн» можно увидеть все актуальное?
— Вживую все
по-другому. Если говорить о «Тейт», когда ты входишь в его огромный
турбинный зал, а там гигантская инсталляция — это тебя зацепит, даже
если ты не знаешь автора и не понимаешь, что там вообще
происходит. Интернет может закрыть пробел в знаниях, но живое
взаимодействие с искусством — это совсем не то, что
в Интернете.
— Считается, что
современное искусство понять невозможно, если рядом нет искусствоведа, который
все объяснит.
— Конечно, подготовка нужна — современное
искусство требовательно, нужно знать всю его предысторию. Наше традиционное
образование заканчивается на импрессионистах, а дальше нам все
отпилили — мы не знаем ни Дюшана, ни Уорхола, а все
эти волны в искусстве откуда-то появились, но причинно-следственных
связей мы не улавливаем. Но наличие искусствоведа все-таки
не обязательно. Важна насмотренность: если ты много видел,
то со временем сам начнешь строить теории, откуда это взялось, что
означает…
— Какие источники
пополнения знаний о современном искусстве вы посоветуете?
— Сайт openspace.ru
можно почитать, но он достаточно заумный, я бы с него
не начинал. Портал artguide.ru тоже узкоспециализированный, но чуть
более понятный широкому кругу, и на нем есть информация о том,
что сейчас происходит в мире. На сайтах afisha.ru и lookatme.ru
тоже выползает что-то об искусстве, но в более попсовой форме
подачи.
— И напоследок
вопрос чисто о моде. На ваш взгляд, что в ближайшее время будут
носить?
— Мы как раз недавно
с друзьями-искусствоведами это обсуждали. В ближайшее время
в моде будет фиолетовый и розовый, также будет актуален принт
в виде православного креста. Думаю, нас ждет новая волна популярности
усов. Это общие тенденции. А частности зависят от конкретного
направления: понятно, что хипстеры и дальше будут все заужать,
а продвинутые модники будут носить ботинки на микрокаблуке
и подвернутые брюки с пиджаками в цветочек.