Время и деньги. Для русского человека работа
в американской компании может превратиться и в рай,
и в ад. Если у него мышление работает по типу «совок»,
то тут будет полная несовместимость, что может привести к печальным
последствиям для обеих сторон. А есть русские, которые легко осваиваются
в новой обстановке и учатся новому. Для меня как человека, начавшего
работать в США, а уже потом получившего опыт в России, особых
проблем не было. Самым сложным было привыкнуть к почасовой оплате.
В России, сделал ли ты дело за час или за три дня,
вознаграждение одинаковое, а в американской системе — чем дольше
делаешь, тем больше получаешь, так сказать, солдат спит — служба идет.
Пришлось приспосабливаться и распределять задачи на определенное
время. Есть даже стандарты затрат времени на ту или иную операцию.
И если ты закончил раньше положенного, то время идет, зарплата
капает, а ты ничего не делаешь. А если кто-то видит, что ты
ничего не делаешь, то тебе дают работу других людей. В итоге
работаешь на зарплату коллеги, пока тот точит карандаши или аккуратно
раскладывает папочки. В общем, главное, чему нужно научиться — это
правильно распределять время, не делать чужую работу, если только вы это
не делаете на глазах у босса.
Незаменимых
нет.
В американских компаниях все делается по уставам и правилам, нет
лишней суеты. Одним из самых больших удивлений лично для меня стала
взаимозаменяемость — все, как описано в учебниках по экономике:
любому сотруднику, не вышедшему на работу, тут же находится
замена: за него что-то может сделать руководство, что-то — коллега.
Главное — все, что нужно (будь то количество вкрученных шурупов или
принятие стратегических решений по развитию), будет выполнено.
По моему опыту, такого не встретишь ни в российских
компаниях, ни даже в иностранных представительствах в России.
Мои двадцати-тридцатилетние друзья-американцы, которые работают
на русских, часто жалуются на беспорядок и самодурство, царящие
в их компаниях.
Лагерная система. В отношениях с коллегами,
подчиненными и руководством все просто: нужно выбрать правильный
лагерь — «правящую партию» или «партию с потенциалом» —
и тихо вести холодную войну с неудобными сотрудниками. Благодаря
таким войнам, люди становятся менеджерами, руководителями или просто получают
возможность спокойно работать. Пример такой междоусобицы я наблюдал
в 2008 году, когда заместители главного менеджера всячески пытались
подпортить репутацию своего непосредственного начальника — писали жалобы
президенту компании, даже помогали ревизорам найти нарушения в его работе.
В итоге, благодаря «шпиону» в крыле оппозиции, главного менеджера
повысили до регионального, а «шпион» занял место бывшего начальника.
Пару заговорщиков уволили, кого-то просто перевели в другой отдел
с понижением в должности и окладе.
Табачок
врозь.
В корпоративном мире США расслабляться или полностью довериться кому-то
нельзя, даже если вы «почти лучшие друзья». Все может быть использовано против
вас. Хвастаться новыми машинами, квартирами, дальними поездками
не принято: чем больше людей знают, что у тебя все хорошо, тем больше
у тебя врагов. Но и совсем скрытным тоже быть не стоит:
на вопрос, как прошли выходные, не нужно говорить, что вы летали
на Карибы поваляться на пляже. Правильный
ответ: «Провел приятный уик-энд с семьей, прекрасно сходили поужинать
и т.д». В общем, как можно больше тумана,
и тогда все у вас будет хорошо. По пятницам холостые работники
ходят с коллегами в бар обсудить личную жизнь, планы
на выходные, ну и «военные» действия, конечно же. А вот
у семейных сотрудников это принято делать по четвергам.
Личное время. В Америке не принято
опаздывать. У всех служащих есть карточка-пропуск, которую надо
использовать при приходе и уходе с рабочего места, в том числе
в туалет, покурить и т. п. Обычно на личные «нужды» дается не более
сорока пяти минут в день — за это время приходится успевать
и пообедать, и покурить, и в «М‑Ж» сбегать.
За опоздания можно получить штраф, это даже может стать веской причиной
для увольнения.
Дресс-коды. Стиль одежды,
принятый почти во всех американских компаниях, — это бизнес-casual или вообще униформа.
За несоблюдение стандартов — выговор, могут отправить домой
переодеваться или даже уволить. Многие компании дают немного расслабиться
и снять стресс по пятницам (та самая casual
Friday): на смену строгим костюмам приходят
джинсы, цветные рубашки, модные туфли или кеды, легкие кофты и джемпера.
Стиль рабочей одежды также сильно зависит от того, в какой компании
или отрасли вы работаете. Я, например, работаю в творческом коллективе.
У нас можно носить шорты, футболки, джинсы и водолазки —
в общем, все, что угодно, только уж не как в фильме «Стиляги» —
это перебор. Мой босс сам редко носит костюмы, даже на важные встречи
и переговоры их не надевает. В нашей сфере классическая «двойка»
или «тройка» считается чуть ли не дурным тоном: если вы креатившик, то ваша одежда должна об этом, может,
и не кричать, но намекать точно. Есть мероприятия, куда без
деловой одежды и аксессуаров просто никак. Но такое бывает крайне
редко, пару раз в месяц.