28 сентября 2015 года в кинотеатре «Синема Парк» состоялся премьерный показ фильма «72 часа», созданный при поддержке продюсерской компании Николая Расторгуева. Презентацию художественного фильма для нижегородских зрителей провели член Совета Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области Александр Вайнберг, Николай Расторгуев, режиссер-постановщик Кира Ангелина, актеры Алексей Шевченков, Анатолий Гущин и Ирина Московская.
Интересно, что Нижний Новгород — пока единственный город России, где фильм «72 часа» был показан на большом экране. «Патронаж над премьерой и промоушеном этого фильма взяла Валентина Матвиенко. Когда идет информационная война, как никогда актуально показывать такие фильмы. 30 сентября этот фильм покажут в Совете Федерации, то есть для представителей всех регионов страны, а затем фильм разойдется по всей стране со своим прокатом», — отметил Александр Вайнберг.
Александр Вайнберг, Николай Расторгуев и съемочная группа на презентации фильма
Допремьерный показ фильма «72 часа» состоялся на кинофестивале «Окно в Европу» 13 августа в Выборге, где публика доброжелательно встретила новую киноработу. Фильм основан на реальных событиях Великой Отечественной войны и совмещает в себе повествование о военном времени и деятельности подполья, детектив-расследование и историю любви. «72 часа» — это рассказ о партизанском отряде в городке Ставрово, в который вошли школьники, о том, как подпольщики в 1941 году боролись с немцами и как погибли от руки предателя. В то же время «72 часа» повествует о расследовании НКВД в 1954 году: выживший после войны организатор подполья, винивший себя в гибели школьников, узнает на улице предателя и приводит к майору комиссариата, у которого всего 72 часа, чтобы доказать вину подозреваемого, который живет уже под другим именем.
Как рассказала режиссер Кира Ангелина, работа над фильмом заняла чуть больше полугода. Сами съемки длились около месяца. «Из-за небольшого бюджета мы немного скорректировали первоначальный сценарий, но все же попытались воссоздать атмосферу 1941 и 1954 года, искали специальную площадку и нашли ее в Московской области», — отмечает режиссер.
«Военная картина — это всегда более дорогостоящий проект, нежели фильм о современном времени, — подтверждает Николай Расторгуев. — Но это интересно и нужно, особенно сейчас, когда ведется идеологическое противостояние, фальсификация истории. Войну нельзя забывать, и такими картинами мы напоминаем, что было на самом деле».
Особенность фильма «72 часа» в том, что в нем нет батальных сцен, и война переместилась из внешних проявлений в область человеческих отношений. Это требует от актеров большой работы над ролью, но одновременно позволяет автору картины задать зрителю сложные вопросы. Как становятся предателем? Существует ли в мире справедливость? Имеет ли человек в непростое время войны право выбора? Как человек становится жестоким? В каком случае мать может возненавидеть любимое дитя? И есть ли место вере, религии в военное время?
Картину «72 часа» нельзя назвать идеологическим фильмом, это своего рода изучение природы человека, иллюстрация о том, как война проверяет людей и обнажает их истинную сущность. Потому, наверно, подпольщики предстают некими положительными героями, романтически безупречными, а злодеи, напротив, более интересны с точки зрения противостояния в них добра и зла. На примере последних режиссеру удалось показать, что и предатель может быть достоин сочувствия и сострадания.
Артисты тепло вспоминают время работы над фильмом «72 часа».
«В этой истории было что сказать от себя, — делится впечатлениями актер Алексей Шевченков, сыгравший в фильме роль капитана Каленова, организатора подполья. — И это ценно, потому что многое в этом фильме исходило от меня лично. Я рад, что мне доверили эту роль. Благодаря ей я понял, что справедливость сама по себе в природе не существует, за нее нужно бороться, ее нужно отстаивать».
«Съемки проходили в семейной атмосфере, в атмосфере труда, благодарности за этот труд и спокойствия, — отмечает Ирина Московская, сыгравшая юную подпольщицу. — Каждый человек, который работал над этим фильмом, вложил в него свою душу. Этот фильм ставит вопрос о том, что же нас объединяет как нацию. И я нашла для себя ответ — история, которую мы не должны забывать, ведь из нее выйдет наше будущее».
Анатолий Гущин, Кира Ангелина, Николай Расторгуев, Алексей Шевченков и Ирина Московская
«В моей фильмографии много картин на военную тему, — признается Анатолий Гущин, выступивший в фильме в роли подозреваемого. — И мои роли в них немного одинаковы: свой парень, хороший человек. А здесь режиссер предложила мне совершенно неожиданный образ. Такого я еще не делал».
Интересное визуальное и символическое решение, хорошая кинематография, заключающаяся в грамотном совмещении эпизодов из военного и мирного времени, выделяет картину из ряда других фильмов о войне. «72 часа» смотрится на одном дыхании, и даже заключительные титры, в которых говорится о том, что имена героев и место реальных военных действий были изменены, «неизменной остается лишь возможность подвига», завершают картину как-то трогательно и без лишнего пафоса.
Текст: Светлана Чернова.
Фото: Андрей Абрамов.