Экранизация романа Джейн Остин «Эмма» порадует зрителей не только обилием колких шуток и видами великолепных загородных усадеб в конфетно-пастельных тонах, но и чарующими костюмами в стиле ампир, выполненными американской художницей Александрой Бирн, лауреатом премии «Оскар» и Британской академии кино. Самые изысканные платья достались, разумеется, Ани Тейлор-Джой, исполнительнице главной роли титулованной великосветской свахи. Кстати, актрисе, наполовину британке, наполовину аргентинке, родившейся в Майами, исторические драмы не в новинку. Популярность пришла к ней вместе с картиной «Ведьма», где она сыграла девушку из семьи пуритан, которую преследуют злые силы. Потом была роль жертвы похищения в фильме «Сплит» и его сиквеле «Стекло» (2019), и роль несостоявшейся невесты, одержимой своим кукольным домиком, в сериале «Миниатюрист». Учитывая мрачность предыдущих работ Тейлор-Джой, «Эмма» может многим показаться неожиданностью. Но, как заметили критики, именно благодаря интересному актерскому составу фильм выглядит не приторным костюмированным кинороманом, а хлестким и едким повествованием, совсем как роман Остин. Но ближе к костюмам. Пусть о них расскажет сама актриса.
Ани Тейлор-Джой: Костюмы, над которыми работала оскароносная Александра Бирн, просто невероятны. Примерок было множество, и мы с Алекс сблизились. Это здорово помогло мне вжиться в роль. Эмма — человек, привыкший блистать и окружать себя розами. Она смотрит на себя в зеркало и думает: «Ну разве не красотка? А я только встала с постели». Однажды на меня надели пальто с необычным декором на спине, так вот, в какой-то момент я поняла, что произношу реплики, глядя на собеседника через собственное плечо — так хотелось покрасоваться. Прическа — тоже немаловажная деталь. В начале фильма кудряшки Эммы туго закручены, все в ее образе выверено до мелочей. Потом Эмма становится мягче — и кудри вместе с ней, меняется цветовая палитра. Наряды отражают природу героини. По сентиментальным причинам вынуждена сказать, что самый любимый образ моей героини — финальный, из сцены с предложением. Мы с этим платьем столько вместе пережили — реки слез, а закончилось все вообще настоящей кровью из носа. В решающий момент у Эммы по сюжету идет кровь из носа, и каким-то загадочным образом она у меня пошла по-настоящему.
Если вас также очаровали платья героини, пожалуй, стоит побольше узнать об эпохе, в которую они появились. В конце XVIII века в буржуазной Англии окончательно победил национальный стиль в костюме. Вычурные рококо и барокко почти не имели влияния на британскую моду того времени, которая развивалась в традициях классицизма и романтизма. Это проявлялось в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линий и форм. Эпоха Просвещения пропагандировала жизнь в гармонии с миром, а как ты будешь гармонировать с природой, если на тебе тесный корсет и железный обруч под юбкой? Мода того времени ориентировалась на Древний Рим и Грецию. Длинные платья в стиле ампир были прямыми и повторяли очертания женской фигуры. Сзади они драпировались красивыми волнами, которые зачастую переходили в шлейф. Лиф платьев щедро украшали вышивкой серебряными или золотыми нитями, пайетками. Рукава выполняли в форме «фонариков», которые дополнялись изящными перчатками. Самые отважные дамы надевали платья с глубокими, от пояса, разрезами по бокам. Любое движение в таком платье сопровождалось демонстрацией ног, которые были богато украшены всевозможными цепочками и браслетами. Что касается цветов, на пике популярности были светлые оттенки, которые свидетельствовали о высоком положении, почти прозрачные ткани, белая кисея. Именно в то время научились отбеливать ткани.
С тех времен прошло немало лет, и современный стиль ампир, разумеется, выглядит несколько иначе. В современном прочтении стиля допускаются различные принты и рисунки на ткани. Блузы и туники в этом стиле актуальны не меньше, чем платья, в современном ампире их сочетают с джинсами-скинни или брюками-дудочками. Современная одежда в стиля ампир имеет более богатую цветовую палитру. Сейчас мода не ограничивается определенными цветами, как раз напротив, сарафан в стиле ампир может быть как пастельного и нежного оттенка, так и яркого цвета — фуксия, алый, синий, фиолетовый, бордовый. Но что осталось неизменным — свободный крой, расклешенная книзу юбка, что особенно это характерно для летних платьев, а также драпировка лифа в тандеме с завышенной талией и рукава формы «фонарик» или же полное отсутствие рукавов. Как это выглядит в исполнении мастеров стиля? Смотрите последние коллекции Домов Maison Margiela и Christian Dior.