Ваши куклы выглядят очень гламурно. Вы думаете о моде, о трендах, когда их создаете?
Однозначно да, это одна из важнейших составляющих моей работы. Я по образованию — дизайнер моды, поэтому, когда создаю эскиз новой куклы, сразу же думаю и о ее наряде. Придумывание платья в мельчайших деталях доставляет для меня такое же удовольствие, как и создание характера куклы. В немецком языке есть изумительная пословица, которую невозможно перевести на русский: «Человек делает платье», но благодаря немецкой грамматике ее можно понимать и по-другому — «Платье делает человека». Правда, нужно сделать оговорку — иногда кукла решает по-своему. Ведь у каждой из них свой характер, и то платье, которое я придумала, ей может не понравиться. Тогда мне приходится придумывать что-то новое.
То есть вы исходите из характера куклы: для игривой — что-то игривое, для серьезной — строгое?
Да, если образ нежный, ей не подойдут тяжелые платья. Но нужно иметь в виду, что куклы коллекционируют в основном натуры очень романтические, и это я тоже, безусловно, учитываю при подборе будущего наряда. Коллекционер ожидает от меня, если использовать выражение Милана Кундеры, «невыносимой легкости бытия».
Ваши куклы, как правило, одеты в стиле прошлых веков. Почему?
Как дизайнер я прошла в своем развитии несколько этапов. В восьмидесятые годы, когда я только начинала делать куклы, я, конечно, старалась имитировать старинные образцы, тем не менее выглядели они современно. Тогда у меня не было конкуренции, я сама воссоздавала стиль своих кукол. Правда, я всегда старалась шить им одежду из благородных тканей — из кашемира, шелка, для меня с самого начала это было очень важно. Мой поворот к старинной одежде связан, скорее всего, с тем, что я сама вступила в новый этап своей жизни — я стала бабушкой и сейчас создаю много кукол — сказочных персонажей.
Но современная мода вам все-таки нравится?
В целом я люблю современную моду, и на куклах тоже, но при этом предпочитаю одежду не из ближайшего магазина fast fashion, а, что называется, из более высокого сегмента.
Кстати, интересное сравнение: ваши куклы одеты очень празднично, а вот обычные немецкие женщины, как правило, одеваются весьма сдержанно…
Я, кстати, сама люблю «сумасшедшие» вещи, но надеваю их только вечером. И я знаю многих женщин, которые поступают точно так же. Но вы правы, в целом немки одеваются очень скромно. Это важная составляющая нашей культуры, в которой действует правило — чем больше человек имеет, тем более незаметно он старается выглядеть. В моем ближайшем окружении есть очень состоятельные люди, но по их внешнему виду никогда не скажешь, сколько у них денег. Еще эта скромность тесно связана с процессом эмансипации. Сейчас большинство женщин работают, поэтому их одежда должна быть практичной. Лучший пример такого стиля — известный немецкий дизайнер Жиль Зандер. На улице, в офисе женщина должна привлекать внимание своей работой, достижениями, а не одеждой. Но, несмотря на всю эту эмансипацию, мы можем сиять, как ограненный бриллиант, но только тогда, когда сами этого захотим. В этом нет давления общества — женщина сияет не для того, чтобы привлекать взгляды мужчин, это ее личный выбор.
В России среди девочек есть популярная игра «Одень Машеньку» — девочки на примере кукол учатся, как правильно одеваться…
Да, у нас тоже есть нечто подобное.
Вы не думали о своих куклах как о практических пособиях для девочек?
Идея интересная, но такое мне еще не приходило в голову. Главным образом потому, что я, как правило, имею дело со взрослыми коллекционерами. Мы, конечно, устраиваем экскурсии для детей на нашу мануфактуру, в музей кукол, но скорее для того, чтобы развить в детях творческое начало.
У вас есть коллекция, посвященная русскому балету. Почему?
Русский балет — это что-то настолько потрясающее, что просто невозможно описать словами! Я очень его люблю и каждый раз, когда приезжаю в Россию, обязательно иду в театр. Свою роль, думаю, сыграло и то, что я сама до восемнадцати лет училась в балетной школе. Для меня нет большего счастья, чем создавать кукол в образе прима-балерин.
Говорят, ваши куклы есть в коллекциях многих знаменитостей…
У Донателлы Версаче есть несколько моих кукол. В свое время две куклы купил и Майкл Джексон. У Мадонны есть мой большой плюшевый мишка — одно время я занималась их производством. Тот факт, что мои куклы есть у знаменитостей, это, конечно, очень приятно, упоминание об этом хорошо смотрится в биографиях, но я хочу подчеркнуть, что успех дизайнера создают отнюдь не они, а коллекционеры по всему миру, которые покупают мои куклы из любви к этому виду искусства.
С кем из знаменитостей вы общались лично?
Вспоминаю историю моего знакомства с Деми Мур. Оно произошло при забавных обстоятельствах. В девяностые годы я представляла свою коллекцию из сорока кукол в Нью-Йорке, на показ были приглашены коллекционеры и знаменитости со всей Америки. Это было настоящей сенсацией, потому что в США такие куклы тогда никто не продавал. Открытие было назначено на восемь вечера, но задолго до этого я, естественно, была уже на выставке, наводила последний лоск. Вдруг в дверях появилась миниатюрная девушка и очень вежливо спросила, может ли она посмотреть куклы. Я сказала, что это исключено, приходите в восемь. Через некоторое время влетает разъяренный руководитель выставки: «Да ты знаешь, кто это была? Это же Деми Мур!» Мне это имя ничего не сказало, актриса только что прославилась в США, где вышел ее фильм «Призрак», но в Германии его еще не показывали. Деми пришла вечером на открытие выставки со своим тогдашним мужем Брюсом Уиллисом, и вот тогда мы с ней и познакомились.
И последний вопрос. Вы знакомы с традиционными русскими куклами? Например, с матрешками?
Конечно, у меня в коллекции их много! Я даже создала куклу Лару — в ладошке она держит матрешку, и сама она помещена в большую матрешку.